|
|
N°87, 24 мая 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Если завтра волна
На экраны мира выходит фильм о новом ледниковом периоде
В полном соответствии с названием «Послезавтра» наступит послезавтра: в среду грандиозный фильм-катастрофа Роланда Эммериха начнет шествие по экранам Бельгии, Франции, Египта, Исландии, Филиппин, Швейцарии и Объединенных Арабских Эмиратов; на следующий день премьеры пройдут в Аргентине, Австралии, Австрии, Чехии, Германии, Гонконге, Венгрии, Израиле, Малайзии, Нидерландах, Перу, Португалии, Сингапуре, Словении, Швеции, Великобритании и России; 28 мая фильм увидят в Бразилии, Болгарии, Чили, Дании, Эстонии, Финляндии, Греции, Гватемале, Индии, Италии, Мексики, Норвегии, Панаме, Польше, Южной Корее, Таиланде, Турции, Испании и, наконец, в США; до Японии реконструкция глобальной катастрофы дойдет 5 июня. Мировая же премьера «Послезавтра» прошла еще 17 мая в Мексике -- стране, которая (если верить сценарию, написанному самим Эммерихом в соавторстве с Джеффри Нахмановым) примет к себе толпы нелегальных эмигрантов, в панике покидающих Северную Америку, когда...
Но не стоит торопить события. До того как Лос-Анджелес сметут враждебные вихри огромных торнадо, Нью-Йорк накроет титаническое цунами, на Токио обрушится град величиной с дыньки-колхозницы, да и всему остальному миру сильно не поздоровится, профессор палеоклиматологии Джек Холл (Деннис Куэйд), только что вернувшийся с тающего на глазах Северного полюса, в непривычно заснеженном Дели сделает доклад на международной конференции и предупредит мировую общественность о том, что парниковый эффект и глобальное потепление привели-таки к таянию арктических ледников, что, в свою очередь, парадоксальным образом ведет планету к новому ледниковому периоду. Профессор был прав во всем, кроме сроков -- катаклизмы начались буквально на следующий день, в то время как Холл отводил матушке-Земле еще добрую сотню лет относительного спокойствия. Но даже теперь в его прогноз никто не поверил. И началось... Так что в результате профессор на протяжении двух часов озабочен двумя хрестоматийными вопросами, которые занимали еще персонажа Георгия Вицина в «Операции «Ы»: «Сколько сейчас градусов ниже нуля?» и «Как пройти в библиотеку?» -- именно в манхэттенском книгохранилище оказался заточен стихией сын Холла, Сэм (Джейк Гилленхаал, которому после «Донни Дарко» не привыкать к апокалиптическим сюжетам) и его товарищи. Облачившись в снегоступы, профессор отправляется на выручку через ледяную пустыню, которая еще позавчера была Соединенными Штатами Америки.
Как и всякий уважающий себя фильм-катастрофа, «Послезавтра» делится на две неравные части. В одной (обычно, меньшей по продолжительности) бушует стихия и отрабатывают вложенные в проект деньги мастера специальных эффектов, в другой же герои выясняют отношения. К чести Эммериха надо сказать, что со второй, по определению менее выигрышной половиной фильма он уже не в первый раз (после «Дня независимости» и «Годзиллы») справляется прекрасно: вкрапления чистой драматургии, не отягощенной компьютерной графикой, кажутся вполне органичными, совершенно не раздражают и не кажутся невыносимо-тягостными. При желании можно почерпнуть из фильма даже какую-никакую идеологию, причем вполне левацкого толка: администрация в лице вице-президента показана как средоточение косности и невежества, а страны, которые американцы с имперским пренебрежением относили к третьему миру, оказываются единственной надеждой человечества.
Однако вряд ли подобные шпильки хоть как-то отразятся на успехе картины -- за чередой совершенно сумасшедших панорам вселенского экологического кризиса. В отличие от слишком уж мультяшного «Ван Хелсинга» и трудноватой «Трои» «Послезавтра» являет собой стопроцентный майский блокбастер -- мощный настолько, насколько вообще может быть мощным развлекательное кино. 125 млн долл. бюджета ушло в основном на сцены массовых разрушений -- и они впечатляют по-настоящему. Даже человеку, никогда не бывшему в Америке, смотреть на то, как с лица земли исчезают крупнейшие города, немного не по себе -- и даже страшно представить, что в таком случае должны чувствовать коренные обитатели этих мест. При этом Эммерих умудряется остановиться на самом краю -- во всяком случае разрушения явно превалируют над жертвами, и мы избавлены от сомнительного удовольствия лицезреть не только сметенные в кучу машины, но и груды человеческих тел. Фильм укладывается в достаточно либеральную возрастную категорию PG-13, так что совсем уж жутких подробностей на экране нет.
Но и без них, что называется, холодок бежит за ворот.
Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ