|
|
N°87, 24 мая 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
В движении
Фестиваль «Русский стиль. Усадьба. Джаз» в Архангельском
Джазовые события у нас бывают всякие, но такого, пожалуй, еще не было. Джаз-фест в усадьбе Архангельское -- это почти три десятка участников, два выходных дня и концерты с пяти вечера до полуночи. В общем, не какой-то банальный джазовый концерт в тесном московском клубе, а огромный open-air в обворожительно красивом Архангельском, музыкальная жизнь в котором, кстати, существовала не только во времена Николая Юсупова. Только в этом году в усадьбе прошел фестиваль средневековой музыки Early Music, регулярно играют академические камерные составы. Однако такой тусовки, конечно, еще никогда не было. Работники музея-усадьбы говорили, что «Архангельское -- место намоленное: здесь ничего не разрушится, даже если захотеть». Однако переживали за молодую травку на газонах возле Юсуповской колоннады: там как раз была сооружена сцена под названием «Каприз». По газонам ходить запретили строго-настрого; публика старательно соблюдала запрет.
Устроители фестиваля поставили перед собой циклопическую задачу: представить отечественный джаз, джаз «русского стиля» (в рифму с названием сигаретного спонсора) во всем его нынешнем многообразии. Пространство фестиваля поделили на три части.
На сцене «Каприз» были представлены более авангардные и всякие странные направления импровизационной музыки. Концерты, правда, открылись выступлением вполне традиционного и ностальгического аккордеониста Владимира Данилина. Зато продолжились сольным выступлением одесского пианиста Юрия Кузнецова, выдавшего своеобразную «смесь» Сесила Тейлора и регтаймов. Также на этой площадке выступил проект пианиста Андрея Разина «Второе приближение». Коллектив сейчас в большом фаворе после своих успешных больших концертов в Доме музыки. К сожалению, оценить своеобразие этно-джазово-аванградного ансамбля было сложновато благодаря плохо отстроенному звуку: музыкантам почему-то пришлось выступать без саунд-чека и отстраиваться прямо на сцене. Но больше накладок я не заметил. Хотя замечать такие соринки в глазу на этом фестивале было трудновато, потому что три сцены находились на приличном расстоянии друг от друга. Звуки не перекрывали друг друга, но, чтобы увидеть все, приходилось постоянно находиться в движении. Курсируя между площадками, можно было запросто пропустить вообще все выступления.
Вторая сцена с пафосным названием «Аристократ» находилась в Парадном дворе. Посетители этой зоны разорились на самые дорогие билеты. За это они получили возможность сидеть на пластмассовых креслах, вкушать спонсорский коньячок и слушать классический и «киношный» джаз в исполнении Moscow Ragtime Band, квартета Анатолия Кролла, Георгия Гараняна и других проектов, ориентированных на традицию.
Самое тусовочное место -- третья сцена под названием «Партер». Она расположилась как раз между Парадным двором и Москвой-рекой. Самое большое пространство, естественно, оказалось наиболее демократичным. Там фестивальная жизнь открылась в восемь вечера выступлением Алексея Айги и его группы "4'33". Это, конечно, никакой не «джаз», но зато Айги -- универсальный музыкант, чью музыку с удовольствием слушает любая аудитория. После группы "4'33" выступала Лера Гехнер, которая со своим московским коллективом исполняет очень убедительный фанк-соул-джаз на грани smooth. Если вам попадется их кустарно выпущенный, аляповато оформленный альбом -- берите, не бойтесь: это правильная и «фирменная», но при этом достаточно самобытная музыка. В рифму к Айги в первый день организаторы поставили другого импровизирующего скрипача, хорошо известного московским клубным людям Феликса Лахути. Кажется, «Русский стиль. Усадьба. Джаз» -- первый наш фестиваль, на котором так щедро представлены скрипачи-импровизаторы.
Александр БЕЛЯЕВ