|
|
N°87, 24 мая 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Кабель и пушнина
Герман Греф провел прием населения по личным вопросам
В пятницу к девяти утра в здании приемной правительства собрались граждане, желающие лично рассказать о наболевшем министру экономического развития Герману Грефу. Министр отнесся к этому мероприятию неформально. Встреча продлилась на сорок минут дольше запланированного, так что из-за общения с народом г-н Греф чуть было не опоздал на открывавшийся саммит Россия--Евросоюз.
На встречу с министром приехали 11 человек. Конечно, это не репрезентативная выборка, но некоторые выводы сделать можно. Ни одна женщина встречаться с министром не пришла. Видимо, женщины больше заботятся о благополучии в одном отдельно взятом доме, а мужчины -- в масштабах всей страны. Причем судьбы родины начинают волновать мужчин уже в зрелом возрасте. Из молодежи на встречу пришли только журналисты.
Граждан волновали самые разные вопросы -- от запрета на введение электронных паспортов по религиозным соображениям до создания «муниципальных народных предприятий», которые всю прибыль, за исключением зарплаты сотрудникам, будут тратить на социальные нужды.
Игорь Мальков, депутат Госдумы второго созыва, пришел поделиться планами по исполнению путинского наказа об удвоении ВВП. Предлагаемый им метод называется эмиссионно-инвестиционным кредитованием. По словам г-на Малькова, этот метод существует уже триста лет, но сейчас незаслуженно забыт. Экс-депутат два месяца назад написал письмо премьеру Михаилу Фрадкову, но, судя по появлению в приемной г-на Грефа, ответа так и не дождался. Суть метода заключается в стимулировании производства через рост потребительского спроса. По этой теории, вначале надо провести масштабную эмиссию. Затем граждане, получив дополнительные деньги, устремятся в магазины, а предприятия в свою очередь, увидев, как сметают с полки все их товары, начнут развивать производственные мощности. Игорь Мальков убежден, что благодаря этому методу экономика будет расти по 10--15% ВВП в год. Впрочем, на г-на Грефа, известного своими либеральными взглядами, эта теория большого впечатления не произвела.
Были и менее глобальные предложения. Например, эвенкийский фермер Константин Цилин предложил ввести госмонополию на пушнину. Министр вежливо отказал, сказав, что «возрождать советскую власть мы не будем», однако пообещал направить в Эвенкию сотрудников своего ведомства и Российского банка развития, чтобы те на месте посмотрели, чем можно помочь. Окрыленный фермер заодно выступил с идеей объединить его родной Эвенкийский автономный округ с Таймыром и Красноярским краем.
Капитан I ранга в отставке, ветеран Великой Отечественной войны Леонид Черноусько пришел с просьбой остановить расхищение цветных металлов. Он рассказал, что у них во дворе даже срезали телефонный кабель, и предложил радикальное решение: «закрыть пункты приема цветных металлов». Действительно, кто же будет воровать, если некому будет продавать. Затем г-н Черноусько перешел от частного к общему и, продемонстрировав министру газету со статьей о покупке Романом Абрамовичем лондонского футбольного клуба «Челси», поинтересовался, нельзя ли запретить вывоз капитала.
Вывоз капитала -- это нормально, начал г-н Греф разъяснять основы рыночной экономики г-ну Черноусько: «Только свобода даст реализовать все существующие возможности людей». Впрочем, и защищать чукотского губернатора г-н Греф не захотел: «Если общество не принимает такого рода покупки, значит, с моральной точки зрения делать их нельзя». Более того, если человек заработал такие капиталы, то он морально обязан инвестировать их в свою страну. Однако от идей «отнять и поделить» г-н Греф очень далек. «Законом этого сделать нельзя, это должно быть в головах у людей», -- сказал министр, имея в виду желание инвестировать в свою страну. Про покупку яиц Фаберже Виктором Вексельбергом у министра Грефа не спрашивали...
Вера СИТНИНА