|
|
N°87, 22 мая 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Пыльные технологии
Монгольским демократам не удалось скомпрометировать экс-коммунистов
Монголы подтвердили репутацию народа, который больше всего на свете ценит стабильность. На воскресных президентских выборах вновь победила бывшая коммунистическая, а ныне социал-демократическая Монгольская народно-революционная партия (МНРП), правившая страной с 1920 по 1996 год. Переизбранного на второй срок кандидата от МНРП Нацагийна Багабанди поддержали 57,9% избирателей. Его главный соперник от оппозиционной Демпартии, бывший спикер парламента прошлого созыва Раднасумбэрэлийн Гончигдордж набрал 36,5% голосов.
Минувшие выборы отличались масштабным использованием «грязных» (в климатических условиях Монголии их было бы точнее назвать пыльными) избирательных технологий. За пару недель до выборов в оппозиционные газеты запустили слух о получении Багабанди от Китая 1 млн долларов. Кроме того, его обвиняли в злоупотреблении властью -- якобы лидер МНРП оказывал давление на правосудие при расследовании убийства, совершенного сыном его старшего брата. Другим примером вопиющего попрания монгольской демократии оппозиция назвала отстранение от работы прокурора Гангцецсег, расследовавшей дела покойного коммунистического лидера Цеденбала и его приближенных. Пошел в ход и неприкрытый популизм -- демократы заявили, что на «бессмысленные» поездки Багабанди в 30 зарубежных стран потрачено 1,5 млн долл., что равно годовому бюджету одного аймака или пенсиям 200 тыс. пенсионеров. Справедливости ради стоит сказать, что дипломатическое наступление принесло Улан-Батору сотни миллионов долларов безвозмездной помощи.
Ожесточенная схватка развернулась вокруг властных и информационных ресурсов. Председатель Демпартии Дорликджаб обвинил МНРП в привлечении к агитации контролируемых ею местных администраций, направлявших на места «правительственных агитаторов». По данным демократов, их сторонников исключали из списков избирателей, на журналистов оказывалось давление с помощью полиции и сил безопасности. Телевидение и радио якобы освещали кампанию Багабанди на 10 часов больше, чем это было разрешено другим партиям. МНРП поставили в вину еще и создание центра защиты журналистов, якобы полностью подконтрольного властям.
Как бы то ни было, выступавший под лозунгами плюрализма и прав человека Гончигдордж проиграл. Созданная демократами склочная атмосфера предвыборных разоблачений сыграла на руку МНРП, напомнив народу о том, как в 1996--2000 годах победившие демократы погрязли в междоусобицах, не сумев сформировать эффективную коалицию. Демократы делали ставку на то, что людям не захочется возвращения политики монопольно правящей МНРП. Однако уставший от экономических неурядиц народ высказался за преемственность, доверив законодательную и исполнительную власть одной партии -- по итогам выборов прошлого года МНРП принадлежит 72 из 76 мест в парламенте.
Переизбрание Багабанди открывает хорошие возможности для российско-монгольского сотрудничества -- президент трижды приезжал в СССР на учебу, оканчивал аспирантуру в Москве. Впрочем, политические отношения наладились уже при его первом президентском сроке, а для солидного прорыва в экономике достаточных оснований нет -- Монголии нужна гуманитарная помощь и инвестиции, но российский бизнес вряд ли будет активно участвовать в обещанной МНРП приватизации крупных госпредприятий.
Александр ТИМОФЕЕВ