|
|
N°86, 21 мая 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Киев встал на пути из Москвы в греки
«Аэрофлот» опять не пускают на Украину
Накануне Олимпиады в Афинах украинские авиационные власти обещают закрыть свое воздушное пространство для транзитного пролета самолетов «Аэрофлота» в Грецию. Таким образом Киев пытается добиться от Москвы разрешения на бесплатный пролет через Сибирь в Китай для украинской авиакомпании «Аэросвит». Российский Минтранс отказывается идти на компромисс. Ситуация выглядит тупиковой. Впрочем, как показывает опыт, тупик -- это необходимый этап любых серьезных российско-украинских переговоров. Поэтому представители обеих сторон не сомневаются, что очередной воздушный конфликт между двумя братскими странами не нанесет ущерба интересам пассажиров.
Возникновение межгосударственного конфликта генеральный директор авиакомпании «Аэросвит» Григорий Гуртовой публично предсказал еще в начале апреля. В интервью журналу «Бизнес», опубликованном 12 апреля, он говорил о только что завершившемся споре из-за частот полетов «Аэрофлота» и «Аэросвита» между столицами двух стран. Гендиректор сказал: «Что касается эксплуатации маршрута Киев--Москва, конфликт на сегодня действительно улажен. Но в то же время назревает новый, связанный с пролетами над территорией Российской Федерации. ...В мае мы намерены начать полеты в Пекин. И вновь столкнулись с тем, что российская сторона решает экономические вопросы политическими методами, т.е. она ограничила доступ украинским авиаперевозчикам в воздушное пространство Российской Федерации. Рейс под вопросом, а вместе с ним и возобновление воздушного сообщения между Украиной и Китаем».
Речь шла (и идет) о следующем. Кратчайший воздушный путь из Киева в Пекин частично пролегает через территорию России, по так называемому Транссибирскому маршруту (ТСМ). За пролет по ТСМ согласно сохранившейся с советских времен практике с иностранных авиакомпаний взимаются так называемые «компенсационные платежи» (они же роялти), которые делятся между компанией «Аэрофлот» и бюджетом Минтранса России. Ссылаясь на Чикагскую конвенцию 1944 года о международной гражданской авиации (которая не предусматривает таких платежей) и на ратифицированное 20 апреля этого года парламентами Украины и России соглашение о Едином экономическом пространстве, «Аэросвит» требует бесплатного пролета по ТСМ. Госдепартамент воздушного транспорта минтранса Украины («Укравиатранс») «свою» компанию в этом всецело поддерживает. Аналогичное российское ведомство -- Федеральное агентство по воздушному транспорту (ФАВТ) -- резонно опасается, что если дать послабление одним («Аэросвиту»), то и все остальные иностранные авиакомпании, летающие через Сибирь, потребуют освободить их от «компенсационных платежей».
Проблему осложняют и старые российско-украинские авиационные счеты, не имеющие прямого отношения к «Аэросвиту». Россия требует с Украины около 4,5 млн долл., которые осталась должна за аэронавигационное обслуживание полуразорившаяся компания «Авиалинии Украины». В ноябре 2003 года за долги ей закрыли воздушное пространство России. Несколько недель спустя она окончательно прекратила обслуживать маршрут Киев--Пекин.
12 мая этого года, так и не дождавшись допуска на ТСМ, воздушную связь Украины с Поднебесной восстановил «Аэросвит». Как заявил вчера газете «Время новостей» пресс-секретарь этой компании Сергей Куцый, из-за необходимости «облетать» российскую территорию лайнеры «Аэросвита» тратят на дорогу на час больше с сопутствующим увеличением расходов. По словам г-на Куцого, «Аэросвит» вообще долго сомневался в экономической целесообразности открытия пекинского рейса на этих условиях.
Чтобы поддержать авиакомпанию, делегация «Укравиатранса» прибыла 18 мая в Москву на переговоры с ФАВТ. А чтобы укрепить свои переговорные позиции, накануне, 17 мая, «Укравиатранс» направил российским коллегам телеграмму-предупреждение, что полеты «Аэрофлота» из Москвы в Грецию через территорию Украины будут запрещены с 1 июня и до «утверждения поданного расписания рейсов «Аэросвита». Как сообщил газете «Время новостей» источник, близкий к переговорам, стороны согласились отложить в сторону проблему старых долгов по аэронавигации и перенести ее на рассмотрение двусторонней межправительственной комиссии. Но в главном вопросе -- о пролете по ТСМ -- российские чиновники остались непреклонны. Более того, они заявили, что уже готовы резервные схемы облета украинской территории российскими самолетами на случай не только введения обещанных ограничений на греческом направлении, но и любых последующих санкций.
В «Аэрофлоте» газете «Время новостей» вчера объяснили, что резервный маршрут в Грецию предусматривает удлинение полета на 20--25 минут и может быть реализован без увеличения стоимости билета. «Аэрофлот» сейчас выполняет по четыре парных рейса Москва--Афины в неделю. Ближе к Олимпиаде, которая состоится в греческой столице с 13 по 29 августа, этот рейс станет ежедневным.
В «Аэрофлоте» говорят, что еще не получали ни от российских, ни от украинских властей официального извещения о санкциях. Начальник управления межгосударственных соглашений и авиационных перевозок «Укравиатранса» Михаил Кочубей посоветовал корреспонденту газеты «Время новостей» не воспринимать слово «санкции» слишком серьезно, объяснил, что «продолжается нормальный процесс переговоров», и выразил уверенность, что взаимоприемлемое решение не может не быть достигнуто.
Михаил КУКУШКИН, Светлана СТЕПАНЕНКО, Киев