|
|
N°87, 22 мая 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Отмывание лица
Закон о легализации преступных доходов может превратиться в формальность
В скором времени Россия может стать практически полноценным членом мирового сообщества. Банковский комитет Госдумы рекомендовал вчера принять в первом чтении законопроект «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем». Правительство убедило депутатов форсировать работу над законопроектом, чтобы перед уходом на каникулы Дума приняла его как минимум в двух чтениях. Ударное законотворчество, возможно, поможет властям подправить свой имидж в глазах международной рабочей группы по борьбе с отмыванием преступных денег (ФАТФ). Год назад ФАТФ внесла Россию в шорт-лист «некооперативных» стран, мешающих развитым демократиям бороться с финансовыми прачечными.
Правительство и думское большинство согласны с тем, что такой закон России необходим. Однако сферу его применения в Белом доме и на Охотном ряду видят по-разному. Желание значительной части депутатов вывести из-под удара налоговые преступления вызывает у правительственных чиновников недоумение. Первый замминистра финансов Сергей Игнатьев говорит, что если позиция думцев возобладает, закон скорее всего не будет работать вообще.
Правительство предлагает создать уполномоченный орган (УО), который будет собирать информацию обо всех сделках, подлежащих обязательному контролю. К ним отнесены денежные или имущественных сделки на сумму более 500 тыс. руб., а также операции с недвижимостью на сумму более 2,5 млн рублей. Помимо банков, брокерских, страховых и лизинговых компаний информировать УО о финансовых потоках должны будут почтовые и телеграфные организации, занимающиеся переводом денег, организаторы тотализаторов, казино и лотерей, ломбарды и нотариусы. Если УО заподозрит стороны сделки в отмывании преступных доходов, информация о ней будет передаваться в правоохранительные органы.
Либеральных думцев, контролирующих профильные комитеты нижней палаты парламента, правительственная конструкция не устраивает. Глава банковского комитета Александр Шохин настаивает на том, чтобы четко ограничить сферу действия закона: он должен применяться только в отношении отмывания доходов от тяжких преступлений, нацелив жало на грабителей, разбойников, наркоторговцев и т.п. Если же закон будет ориентирован еще и на операции, связанные с нарушением налогового, валютного или таможенного законодательства, то, как сказал Шохин, он получится, «извините, ментовским».
Понятно, что Минфин с г-ном Шохиным не согласен. «Выходит, что украсть у кого-то миллион рублей -- это преступление, а не заплатить налоги -- почему-то нет», -- возмущается г-н Игнатьев. В беседе с корреспондентом газеты «Время новостей» он привел и другой аргумент. Одно дело -- отслеживать подозрительные сделки и информировать о них правоохранительные органы на основе 30 формальных критериев, предусмотренных законопроектом, и другое -- пытаться вникнуть в содержание сделки в поисках источника происхождения средств. В последнем случае система контроля работать не будет.
Автор аналогичного закона, на который Борис Ельцин наложил вето в 1999 году, коммунист Виктор Илюхин утверждает, что новый закон не будет работать и в правительственной редакции. «Преступный мир должен сказать правительству спасибо, -- заявил он. -- С таким названием закона вы не имеете права проводить никаких профилактических мероприятий». Но кому сегодня интересны доводы господ коммунистов? В двадцатых числах июня в Париже будет заседать ФАТФ. «Нам особо деваться некуда, -- сказал на днях зампред ЦБ Виктор Мельников, агитируя депутатов за закон. -- На нас давит внешний фактор».
Владимир ФЕДОРИН