Время новостей
     N°86, 21 мая 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  21.05.2001
Немного солнца в холодной воде
Итоги конкурсной программы Каннского фестиваля
Когда вы раскроете этот номер, у вас будет прекрасная возможность посмеяться над автором статьи, сравнив прогнозы с реальностью. Прогнозы -- дело неблагодарное, но без них не обойдешься. Мировая пресса тиражирует слухи, журналисты заключают пари, букмекерские конторы принимают ставки. У букмекеров со значительным отрывом лидирует итальянский режиссер Нанни Моретти с камерной мелодрамой «Комната сына», но это еще ни о чем не говорит: жюри состоит из очень талантливых и очень непохожих друг на друга людей (под председательством актрисы Лив Ульман работают режиссеры Терри Гильям, Матье Кассовиц, Эдвард Янг, Мимо Калопестри и уроженка Туниса Муфида Тлатли, актрисы Сандрин Киберлен, Шарлотта Генсбур, Джулия Ормонд и писатель Филипп Лабро), так что решение неизбежно станет результатом компромисса, характер которого определится в последний момент.

А пока что в Канне идет вручение второстепенных призов. В субботу вечером о своих предпочтениях объявила Международная федерация кинокритиков: среди конкурсных картин приз ФИПРЕССИ получила «Комната сына», но решение это было далеко не единодушным -- Моретти победил с перевесом в один голос. Во внеконкурсных программах «Двухнедельник режиссеров» и «Неделя критики» приз ФИПРЕССИ получили две французские картины: «Порнограф» Бертрана Бонелло и «Марта, Марта» Сандрин Вейссе, а в престижном «Особом взгляде» -- изобретательный мистический триллер японца Киеши Куросавы «Кайро». Есть приятные новости и для нас: в программе фильмов киношкол Cinefondation первого приза удостоена дипломная работа Сергея Лучишина «Портрет», представляющая ВГИК.

Лауреаты главных наград стали известны вчера вечером -- о них вы прочтете в завтрашнем номере газеты, а сегодня подведем предварительные итоги Каннского конкурса. 16 конкурсных картин уже были отрецензированы на страницах газеты «Время новостей» (см. номера от 15 и 17 мая). Сегодня -- заключительные семь мини-рецензий.

«Кто знает»/Va savoir (Франция). Режиссер Жак Риветт

73-летний Риветт, один из лидеров «новой волны», дебютировавший в 1960 году картиной «Париж принадлежит нам», оказался единственным режиссером, постоявшим за честь французского кино. В конкурсе было пять французских картин, но лишь Риветт всерьез претендует на награды. Годар («Хвала любви») и Дюпейрон («Офицерская палата») могут рассчитывать лишь на утешительные призы, а провальные картины Катрин Корсини («Репетиция») и Седрика Кана («Роберто Сукко») вообще непонятно как попали на конкурс. Фильм «Кто знает» снят в излюбленном французском жанре драматической комедии -- с непременной сетью любовных интриг, выяснением отношений, ревностью и даже финальной дуэлью (в этой уморительной сцене соперники пьют водку на узком подвесном мостике без перил, выясняя, кто первым упадет). Но в отличие от большинства коллег-соотечественников Риветт умеет не принимать всерьез себя и своих героев и доказывает, что французский bel esprit по-прежнему веет, где хочет, -- были бы вкус и талант.

«Телец» (Россия). Режиссер Александр Сокуров

О достоинствах и недостатках «Тельца» наша газета писала неоднократно, так что расскажем о том, как встретили картину в Канне. Пресса картину не приняла. В рейтингах французских критиков «Телец» занял последнее место, хотя и ненадолго (спасибо японцу Шинье Аояме с его загадочной «Пустынной луной»), в рейтинге журнала Moving Pictures -- третье с конца. Разгромная рецензия появилась в Variety. Претензии, на удивление, незамысловатые. Выяснилось, что подавляющее большинство прессы плохо представляет себе, кто такой Ленин, что он там делал в 1922 году, и было ли это до революции или после. Короче, «нет исторического контекста, моральной оценки, вообще ничего непонятно и все какое-то зеленое». Из этого можно сделать только один вывод, но не о фильме, а об отношении к Сокурову на Западе: классиком его считать пока отказываются. А раз так, то и не прощают ему ни неоправданных длиннот, ни темного глубокомыслия, которые вынуждены прощать Годару, Оливейре или Ольми. Создалось впечатление, что критики отыгрались на Сокурове за культ скучного авторского кино, который сами же и создали.

«Комната сына»/La Stanza Del Figlio (Италия). Режиссер Нанни Моретти

После первого же сеанса все в один голос прочат картине «Золотую пальмовую ветвь». Для этого есть основания: история, рассказанная и сыгранная Моретти (он уже не в первый раз исполняет главные роли в своих картинах), получилась простой, трогательной и нефальшивой. Хотя сюжет и отдает мелодрамой -- в результате нелепой случайности у героя Моретти гибнет сын, а дальше фильм представляет собой хронику попыток обычной итальянской семьи примириться с горем и начать жить дальше, что в конце концов и происходит. Несомненная удача Моретти в том, что он не подает трагедию как нечто исключительное. Все персонажи подчеркнуто заурядны -- тем больше поводов для сопереживания и сочувствия. На фоне тяжеловесной, герметичной, холодной конкурсной программы с возрастным уклоном (как-никак четыре режиссера конкурсных фильмов -- на восьмом десятке, один -- на девятом) легкий и эмоциональный фильм Моретти смотрится настоящим открытием, хотя новым словом в кино его никак не назовешь.

«Пустынная луна»/Desert Moon (Япония). Режиссер Шиньи Аояма

После прошлогодней четырехчасовой «Эврики», получившей в Канне призы ФИПРЕССИ и экуменического жюри, от Аоямы ждали шедевра. Вот уж кто обманул ожидания. Поступки персонажей абсурдны, мораль (что-то по поводу распада семьи в современном обществе) примитивна, скука смертная. По опросам критиков, худший фильм фестиваля.

«Офицерская палата»/La Chambre Des Officiers (Франция). Режиссер Франсуа Дюпейрон

В своем первом бою, не успев убить ни одного врага, лейтенант Адриан ранен осколками снаряда в лицо. Первая мировая война для него закончена. Дальше будут уродство, возвращение к жизни, любовь и счастливый финал. Добротная, хотя и чересчур предсказуемая драма на историческом фоне с несколькими удачными находками и забавными гэгами -- больше сказать нечего.

«Теплые воды под красным мостом»/Akai Hashi Noshitano Nurui Mizu (Япония). Режиссер Шохей Имамура

Отчаявшийся безработный по имени Йосуке вспоминает историю, рассказанную ему приятелем -- бездомным философом. Много лет назад, утверждал философ, он украл золотую статую Будды и спрятал ее в увитом цветами доме у Красного моста в далекой деревне на побережье Японского моря. После смерти философа Йосуке отправляется за сокровищем, но вместо статуи находит живую женщину, наделенную удивительной способностью во время оргазма извергать потоки чудотворной воды, от которой рыбы впадают в транс, а цветы распускаются, забыв о времени года. Хотели японскую экзотику? Получите в полном объеме. Свободное, неожиданное, красивое, абсолютно иррациональное и вместе с тем магически убедительное кино. Будь Имамура не признанным классиком мирового кино, обладателем целых двух «Золотых пальмовых ветвей» (за «Легенду о Нарайяме» и «Угря»), а никому не известным новичком, судьбу главного приза можно было бы считать решенной. Но в этом году Канн уже не раз обвиняли в приверженности к одним и тем же именам, так что, страхуясь от подобных укоров, Имамуру могут и обойти.

«Миллениум мамбо»/Millenium Mambo (Тайвань). Режиссер Ху Сао-Сьен

Завсегдатай Канна Ху Сяо-Сьен участвует в конкурсе уже в пятый раз (в 1993 году он получил Гран-при жюри за «Кукловода»). То ли Канн его испортил, то ли европейские продюсеры заставляют гнать экзотику конвейерным методом, но его последний фильм разочаровывает. Представьте себе молодежное кино, в котором есть дискотеки с лазерным светом, наркотики, алкоголь, но нет юмора, свободы, энергии. Трудно поверить, но в фильме, в основу сюжета которого положен любовный треугольник, герои ни разу не занимаются сексом. Остается невероятно стильная оболочка (кислотные цвета, эффектные проезды по ночному Тайпею, электронная музыка) и два часа пустоты. Когда я пишу эту статью, в «Люмьере», главном зале фестиваля, как раз начинается вечерний просмотр «Миллениум мамбо». Из окна пресс-центра мне видно, как по пресловутой лестнице поднимаются Мелани Гриффит и Антонио Бандерас (по слухам, именно им предстоит вручать фестивальные награды). Бедняжки, как же им будет скучно.

И наконец, обещанные прогнозы. Согласимся с общим мнением и отдадим «Золотую пальмовую ветвь» Моретти. Но однозначным лидером конкурса его назвать трудно, поэтому кажется вероятным вариант, что Моретти придется разделить главную награду фестиваля. С кем? Возможные варианты -- Имамура, Макмальбаф, Цай Минь-Лян и даже дебютанты-мультипликаторы Вики Дженсон и Эндрю Адамсон, представившие в Канне «Шрека» -- новое слово в компьютерной анимации. «Малхолленд Драйв» Дэвида Линча лично мне доставил наибольшее удовольствие из всех каннских фильмов, но жюри он может показаться слишком вторичным -- уж очень похоже на зеркальное отражение «Шоссе в никуда». Гран-при жюри по справедливости должен бы достаться 92-летнему португальскому классику Маноэлю Оливейре за неожиданно остроумную и живую картину «Я возвращаюсь домой». Сыгравший у Оливейры Мишель Пикколи -- идеальный претендент на приз за лучшую мужскую роль. Также велики шансы на актерский приз у Изабель Юппер («Пианистка» Михаэля Ханеке). Но опыт показывает, что признанных актеров редко награждают в Канне, так что есть шансы и у Леонида Мозгового («Телец»), и у Моретти, и у Коджи Якушо («Теплые воды...»), и у партнеров по фильму Риветта «Кто знает» -- Жанны Балибар и Серджо Кастеллитто. Почти наверняка придется изобретать какой-то приз (за режиссуру?) мюзиклу База Лурмана «Мулен Руж», иначе американские продюсеры, давшие на открытие фильм с Николь Кидман в придачу, жестоко обидятся. Наиболее вероятные претенденты на «Золотую камеру» (приз за лучший дебют) -- «Ничейная земля» боснийца Даниса Тановича и «Поздний брак» Довера Косашвили.

Алексей МЕДВЕДЕВ, Канн