|
|
N°86, 21 мая 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Президент Как-его-там
В германских выборах появились интрига и нетипичный юмор
В воскресенье в Германии будет избран новый глава государства -- федеральный президент. Предположительно первым лицом в республике станет Хорст Келер, выдвиженец оппозиционных христианских демократов и либералов. Согласно немецкой конституции главу государства назначает путем прямого голосования федеральное собрание -- орган, собираемый раз в пять лет именно для этого. А указанные обе партии сейчас обладают там большинством.
Если новым немецким президентом будет Келер, то он переселится в столичный дворец Бельвю из Вашингтона. Туда Келер был делегирован Германией в 2000 году по инициативе канцлера Герхарда Шредера на пост исполнительного директора МВФ. Хотя сам Келер беспартийный, теперь, когда он стал оппозиционным кандидатом, правящие социал-демократы сделали против него экстравагантный политический ход. Они получили согласие баллотироваться на президентский пост от профессора политологии Гезине Шван, что обошлось канцлеру Шредеру всего в один телефонный звонок во Франкфурт-на-Одере. Фрау Шван преподает в основанном в 1991 году Европейском университете «Виадрина», что в переводе с латинского и означает "на Одере". На трех факультетах этого самого восточного вуза Германии обучаются студенты из 30 стран, треть -- из соседней Польши.
Авторитет профессора Шван в научных кругах непререкаем. А вот «Отто Нормальный Потребитель» (так сами немцы называют среднего немца) о ней и не слышал. Равно как и о банкире Хорсте Келере. Его лучше знают за океаном или в России. Еще до того, как Келер занял пост в МВФ, он был шефом Европейского банка реконструкции и развития в Лондоне. Оттуда он в 90-х годах возглавлял непростые переговоры с Россией и государствами Восточной Европы относительно кредитования структурных реформ в этих странах.
Претендентов на высшую госдолжность в Германии поначалу называли «Хорст Как-его-там» и «Гезине Как-ее-там». (Президент в Германии выполняет в основном представительские функции.) Но на днях обоих кандидатов представили обществу. И произошел переворот: по данным опросов, если бы голосование было всенародным, то с небольшим преимуществом победила бы г-жа Шван. И это после того, как в теледуэли профессорша, известная хохотушка, поведала немцам все, что о них думает: «Чего мне в немцах недостает, так это юмора. Встречается у них такая форма прямолинейного упрямства и серьезности, которая мне не по вкусу».
Наиболее вероятный кандидат в президенты Хорст Келер берется избавить соотечественников от занудства: «Я хотел бы внести вклад в то, чтобы немцы более радостно смотрели в будущее». Германия, заметил г-н Келер, «слишком пристально рассматривает собственный пупок». Личное отношение к стране, которой они правили, у иных президентов Германии было порой неожиданным. Занимавшего этот пост в начале 70-х годов Густава Хайнеманна журналист как-то спросил: «Любите ли вы свою страну, господин президент?» На что глава государства отвечал: «Я люблю свою жену».
Юрий ШПАКОВ, Берлин