|
|
N°86, 21 мая 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Иракские доллары не стоят жизни россиян
Быть или не быть гражданским специалистам в сегодняшнем Ираке? Месяц назад, 13 апреля, в Ираке в первый раз захватили наших специалистов. Журналисты тогда говорили, что иракцы ошиблись, что они не захватывают граждан государств, выступавших против войны. Так или иначе, захват был! К счастью, все обошлось: тогда «заложники на час» были быстро отпущены. Все вспомнили традиционно теплые взаимоотношения между нашими народами. А заложники, считая плен недоразумением, изъявили желание продолжить работу. И только МИД России порекомендовал эвакуировать граждан России, работавших в Ираке.
Специалисты, работающие за рубежом, неплохо зарабатывают. А если они работают в горячей точке, то там уже вовсе другие гонорары, другие суточные, другие ставки. Понятно, что наши люди, находящиеся в Ираке, никогда таких денег в России не заработают. Когда речь заходит о серьезной материальной заинтересованности, вопросы, связанные с безопасностью, отходят на второй или даже на третий план -- для наших людей.
Итак, месяц назад случился первый захват. Прозвенел звонок для сотрудников "Интерэнергосервиса". Но они его не услышали или не захотели услышать. Второй захват наших специалистов 10 мая, захват с трагическим исходом -- это уже не звонок, а набат! И даже после этого пребывание российских специалистов в Ираке оставалось под вопросом. А освобожденный из плена 34-летний Андрей Мещеряков, которого так ждали дома родственники, не захотел присоединиться к своему товарищу по несчастью Александру Гордиенко и решил продолжить работу в Ираке. Хотя после всего происшедшего, казалось бы, всех специалистов надо было просто взять за руку и усадить в самолет.
Человек не чувствует опасности до тех пор, пока сам не попадает в переделку. В 1997 года я и трое моих коллег были захвачены в заложники чеченскими боевиками. До плена я долго работал в этой республике. У меня появились друзья из местных жителей, я уважал обычаи и традиции этого народа. Казалось, что со мной ничего никогда не может приключиться. Разве я и мои коллеги по несчастью могли предположить, что когда-нибудь окажемся в бандитском зиндане? Мы, журналисты, знакомые с Асланом Масхадовым, Мовладием Удуговым, влиятельными полевыми командирами! Нет, говорили мы себе. В плен могут захватить кого угодно из журналистов, но только не нас!
И вот взяли в заложники моего коллегу и друга с ОРТ (теперь это «Первый канал») Рому Перевезенцева и его оператора Славу Тибелиуса. Предупреждающий звонок для нас прозвенел. Точнее сказать, к нему прислушались все иностранные журналисты, которые, кстати, зарабатывают в горячих точках гораздо больше, нежели их российские коллеги. Все «западники» уехали, а мы остались.
Только после того, когда и нас взяли в заложники, руководители всех наших главных СМИ приняли решение не посылать в Чечню журналистов. Хотя бы потому, что речь идет о жизни людей. Проведя в плену три месяца, мы прекрасно усвоили, что никакой астрономический гонорар, никакая идея выполнения многомиллиардного контракта не может стоять выше хотя бы одной человеческой жизни!
Утверждение, что в российских специалистов не стреляют, а похищают, мол, только по ошибке, не совсем верно. Эти разговоры больше для близких родственников -- их надо успокоить. Я помню, как успокаивал своих, а заодно и себя в августе 1996 года, когда в Грозном шли ожесточенные бои. Я говорил близким, что журналистов война не касается, мы как бы стоим в стороне и наблюдаем за противостоянием федеральных сил и боевиков.
На самом деле на войне как на войне. Вряд ли иракский боевик с десяти метров сможет отличить американского гражданского специалиста от его российского коллеги. Неразборчивы и осколки и шальные пули.
Сейчас говорят, что безопасность гражданских специалистов в Ираке обеспечивается вооруженной охраной и что в случае необходимости бандиты получат отпор. Если бы! Когда бандиты задаются целью захватить заложников или совершить другое преступление, они обычно достигают своей цели. И охрана бандитам не помеха. У новозеландского и английских специалистов компании «Грейнджер», работавших в Грозном по контракту с «Чечентелекомом», тоже была серьезная охрана. Тем не менее 3 октября 1998 года их взяли в заложники и увезли прямо из дома... Новозеландцы и подданные Великобритании до сих пор с ужасом вспоминают ту страшную фотографию с четырьмя отсеченными головами.
Николай Мамулашвили