|
|
N°85, 20 мая 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Пароль "Отзыв"
Юрий Буданов "временно" не хочет помилования
Осужденный за убийство 17-летней чеченки Эльзы Кунгаевой бывший командир 160-го танкового полка Юрий Буданов вчера отозвал поданное на днях прошение о помиловании. "Прошу комиссию по вопросам помилования не рассматривать мое прошение на имя президента РФ о помиловании, так как свое ходатайство временно отзываю. Причина -- не решен вопрос о моем гражданстве в Российской Федерации и не определено мое будущее место жительства и работы", -- написал в комиссию по вопросам помилования Ульяновской области разжалованный приговором Северо-Кавказского окружного военного суда (СКОВС) полковник.
Информация о наличии прошения Буданова о помиловании появилась в начале недели -- тогда стало известно, что вчера его должна была рассмотреть Ульяновская областная комиссия. В ее вердикте можно было не сомневаться -- областью руководит Владимир Шаманов, бывший командир г-на Буданова в Чечне. И точно так же можно не сомневаться, что рекомендацию помиловать Буданова очень не хотели получить на рассмотрение в комиссии по вопросам помилования при президенте России -- слишком много усилий потратил федеральный центр, чтобы довести дело полковника до обвинительного приговора.
Юрию Буданову осталось отбыть в ульяновской колонии меньше шести лет из тех десяти, что ему назначил со второй попытки суд. Как известно, в первый раз полковника на основании заключения психиатров оправдали ввиду невменяемости в момент совершения преступления. Но позже Верховный суд отменил оправдательный приговор, и дело было рассмотрено заново, с привлечением других светил психиатрии.
Анатолий Жеребцов, возглавляющий комиссию по помилованиям Ульяновской области, предположил вчера, что неожиданный поступок заключенного объясняется его общим упадническим настроением. Полковник, по словам его адвокатов, с 1999 года находится в состоянии хронического стресса, живет в ужасных условиях и находится под постоянным психологическим давлением.
Прямо с чеченской войны, где на его глазах погибли несколько боевых товарищей, Буданов попал в СИЗО. При этом комполка во время ареста прострелил себе ногу. Потом Буданов пережил два судебных процесса, которые длились более двух лет. В ходе судебного следствия полковника несколько раз обследовали ведущие психиатры страны. В экспертном заключении, на основании которого СКОВС поначалу оправдал Буданова, было указано, что полковник с ноября 1999 года "страдает хроническим психическим расстройством в форме органического поражения головного мозга травматического генеза с выраженными и стойкими изменениями личности". Анатолий Мухин, защищавший Буданова, говорит, что его надо было не судить и тем более не сажать, а лечить. Сам полковник не раз требовал от судей не затягивать процесс, грозясь покончить с собой.
Второй адвокат Буданова, Алексей Дулимов, вчера отказался комментировать последние события, заявив, что "пресса, к сожалению, играет негативную роль в судьбе Буданова". Если бы не шумиха вокруг дела полковника, считает г-н Дулимов, приговор его подзащитному мог бы быть гораздо мягче. Действительно, в начале мая по так называемому "делу Ульмана" все тем же СКОВС были оправданы четверо спецназовцев ГРУ, расстрелявших сразу шестерых мирных жителей Чечни. Правда, дело спецназовцев, в отличие от будановского, рассматривалось судом присяжных. Сам Буданов признавался, что отказался от суда присяжных по одной причине -- хотел поскорее услышать приговор.
Мотивировка, с которой Буданов сейчас попросил временно не рассматривать его прошение о помиловании, только на первый взгляд выглядит странной. Г-н Мухин рассказывал нашему корреспонденту, что, несмотря на публичные акции различных организаций (в основном национал-патриотического толка) в поддержку Буданова, семья полковника находится в бедственном материальном положении. Жалованье командиру 160-го танкового полка не платили с момента его ареста, служебную квартиру в Улан-Удэ отобрали. В кулуарах Северо-Кавказского окружного суда много говорили о том, что семью Буданова будто бы поддерживает бывший командир полковника, а ныне губернатор Ульяновской области генерал Шаманов, который даже демонстративно приезжал в Ростов на первое заседание по делу своего подчиненного. Но люди, контактирующие с Будановым, эту информацию опровергают. В частности, по словам г-на Мухина, в период заключения в СИЗО единственным источником финансовой поддержки полковника были пожертвования его сослуживцев. Между тем, по мнению адвокатов, семья Буданова нуждается в специальной защите государства, поскольку боевики не раз угрожали расправой самому полковнику и его родственникам.
Сейчас жена и дети Буданова проживают у родственников на Украине. Сам он утверждает, что является лицом без гражданства: детство провел на Украине, в городе Харцызске Донецкой области, оттуда еще в советское время ушел в армию. Служил в Белоруссии, потом в армии ставшей суверенной России. Давно обменяв советский паспорт на военный билет, офицер Буданов официально так и не получил российского гражданства.
Впрочем, некоторые из участников этого дела считают, что полковник на самом деле отозвал свое ходатайство из-за того, что сейчас просто неподходящий момент для рассмотрения такой просьбы. После убийства Ахмата Кадырова в Чечне очередное обострение обстановки. Сами чеченцы крайне раздражены вердиктом присяжных, оправдавших спецназовцев ГРУ, которые знали, что перед ними мирные жители, но хладнокровно их расстреляли. В этой ситуации помиловать Буданова, заведующего сейчас в ульяновской колонии спортзалом, -- подлить масла в огонь. Очевидно, это понимает и сам Буданов. По крайней мере в ходе процесса полковник четко проводил параллели между конкретными коллизиями судебного разбирательства по его делу и актуальными событиями в Чечне и вокруг нее.
Игорь БУРАКОВ, Ростов-на-Дону