|
|
N°86, 21 мая 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Тайваньский конь над пропастью
Пекин готовит закон о воссоединении с островом
Вчера под проливным дождем лидер Тайваня Чэнь Шуйбянь выступил в Тайбэе с инаугурационной речью в честь второго избрания на пост президента. В это время в столице шли акции оппозиции, отказавшей признать его победу. «Нет правды, нет президента!» -- возмущались сторонники альянса Гоминьдана и Партии близости к народу, уступивших на мартовских выборах лишь 0,2% голосов.
Чэнь Шуйбянь назвал своей «исторической ответственностью» подготовку новой конституции к концу президентского срока в 2008 году. По его словам, реформы будут направлены на повышение эффективности политической системы. Вопросы «суверенитета государства, территории и независимости», по которым в тайваньском обществе нет согласия, Чэнь обещал не поднимать.
Это был важный сигнал Пекину, опасающемуся, что правящая Демократическая прогрессивная партия провозгласит в конституции независимость острова. Чэнь Шуйбянь заявил, что понимает исторические причины и национальные чувства, побуждающие власти материка сохранять верность принципу «одного Китая». Однако Пекин обязан уважать любовь тайваньского народа к демократии, миру, хорошей жизни и развитию и потому не должен запугивать Тайвань или изолировать его на мировой арене. Чэнь туманно намекнул, что в будущем между Тайванем и Китаем «возможны любые формы связей, если на то будет воля 23-миллионного тайваньского народа». Но его призыв к лидерам Китая обратиться к «новому мышлению» наверняка заставил тех нервно вздрогнуть -- Чэнь не учел, что история экспериментов Михаила Горбачева, приведших к гибели великого СССР, является одним из краеугольных камней внутриполитической пропаганды КНР.
Руководитель Центра тайваньских исследований Института Дальнего Востока РАН Александр Ларин заметил «ВН», что Чэнь Шуйбянь более или менее удовлетворительно ответил на озабоченности континентального Китая: «Он выразил понимание того, что лидеры КНР стремятся к сохранению статус-кво в Тайваньском проливе. Хочется надеяться, что на этой основе стороны найдут общий язык, и это позволит снять напряженность».
Но еще в понедельник Пекин громогласно отказался верить любым словами тайваньского лидера. Правительство заявило, что за четыре года пребывания у власти Чэнь Шуйбянь «продемонстрировал лишь несдержанные обещания и абсолютное бесчестие». Используя принцип кнута и пряника, материк предложил острову «остановить коня на краю пропасти», признать принцип «одного Китая» и получить за это мир, «механизм взаимного доверия в военной сфере», экономические выгоды и даже дипломатические поблажки в виде «международного жизненного пространства». Альтернатива для Тайбэя -- «идти напролом и, играя с огнем, сгореть». Пекин предупредил, что готов «заплатить любую цену» при военном сценарии объединения.
Новое руководство КНР намерено заняться «мятежной провинцией» всерьез -- недаром лидер страны Ху Цзиньтао лично возглавил работу Руководящей группы по делам Тайваня при ЦК Компартии Китая. В Пекине якобы уже готов проект закона о присоединении острова. Этот документ определит юридические рамки для реализации процесса «воссоединения Родины», что косвенно подтвердил на прошлой неделе в Великобритании премьер Китая Вэнь Цзябао. Зарубежные аналитики полагают, что Пекин может законодательно установить четкий срок завершения переговоров с Тайбэем, -- чаще всего в качестве «красной черты» называют 2008 год. Если к тому времени Чэнь Шуйбянь так и не признает принцип «одного Китая», перевоспитанием «сепаратистов» займется китайская армия.
Возможно, Пекин последует примеру Тайбэя и разыграет популярную на Западе карту народного волеизъявления в своих политических целях. На референдум о воссоединении с островом можно смело звать в КНР любое количество иностранных наблюдателей. Подавляющее большинство из 1,3 млрд китайцев проголосуют за объединение и дадут властям санкцию на применение силы против «раскольников».
Александр ЛОМАНОВ