|
|
N°86, 21 мая 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Минтранс дал "добро"
Инвесторам предложено кредитовать государство
В Финском заливе будет возведен третий по счету, после санкт-петербургского и приморского, терминал для перегрузки нефтепродуктов. Его владельцем и инвестором станет ЗАО "Петербургский нефтяной терминал" (ПНТ), а местом для перегрузочного комплекса избрана Усть-Луга, сообщил корреспонденту газеты "Время новостей" замминистра транспорта России Владимир Якунин.
По его словам, ПНТ подписал протокол о намерениях с компанией «Усть-Луга», которая владеет "Роснефтебункером", специально учрежденным для сооружения нефтетерминала. Согласно документу инвестор выкупит контрольный пакет акций "Роснефтебункера" и построит в Усть-Луге терминал для экспорта 5 млн тонн нефтепродуктов в год. Ни цена сделки, ни стоимость терминала не разглашаются.
ПНТ в конце 90-х годов вложил, по разным оценкам, от 50 до 100 млн долл. в строительство комплекса перегрузки нефтепродуктов в порту Санкт-Петербург, через который в прошлом году на экспорт отправлено 4 млн т дизтоплива и мазута. Инвестиционная программа ПНТ предусматривает к 2003 году увеличение объемов перевалки до 10 млн тонн. Однако на этом скорее всего развитие терминала в устье Невы завершится. В Минтрансе считают, что свыше 10 млн т нефтепродуктов через питерский порт не "прокачать", так как с большими объемами просто не справятся внутренние железные дороги Санкт-Петербурга. В то же время в компании "Усть-Луга" считают, что через российские порты на Финском заливе можно вывозить до 18 млн т топлива в год.
Поэтому, как пояснил г-н Якунин, "ПНТ принял абсолютно правильное решение о том, что дополнительные мощности нужно создавать вне петербургского морского порта". Замминистра добавил, что компания "готова приступить к проектированию и началу подготовительных работ в 2001 году, а ориентировочные сроки ввода терминала на проектную мощность -- 2003 год". По его словам, первая очередь мощностью около 100 тыс. т груза может заработать уже в следующем году.
Ранее о планах строительства терминала для экспорта нефтепродуктов в бухте Батарейная неподалеку от Усть-Луги объявлял "Сургутнефтегаз", но пока этот проект не осуществляется. И не будет осуществляться, считают в правительстве Ленинградской области, пока не будет построен комплекс глубокой переработки нефти на входящем в "Сургутнефтегаз" Киришском НПЗ, откуда в Батарейную пойдет топливо. А реконструкция НПЗ продлится несколько лет.
На нефтетерминале в Усть-Луге Минтранс обкатает новую технологию работы с инвесторами, о которой на днях корреспонденту газеты "Время новостей" рассказал г-н Якунин. По его словам, теперь министерство предлагает компаниям, желающим создавать собственные морские терминалы, предоставлять государству кредиты на строительство тех объектов, которые могут находиться только в федеральной собственности. Это морской канал, дороги и электросети. Такие предложения уже сделаны "Роснефтебункеру" (читай -- ПНТ), "Росхимтерминалу" (проект строительства комплекса по перегрузке минудобрений, который в основном финансирует новгородский "Акрон") и "Балтхимэкспорту" (строящийся на деньги "Северстали" терминал для экспорта сжиженных газов). По словам г-на Якунина, условия кредита являются предметом переговоров.
"Если государство вкладывает средства в строительство общепортовых федеральных объектов, то оно должно иметь гарантии того, что затраты вернутся в виде доходов бюджета от увеличения грузооборота, -- пояснил он. -- Если предлагаемый инвестором проект терминала не предусмотрен планом Минтранса, а является инициативой частной компании, и если у нас нет стопроцентной гарантии возврата средств, то мы просим у инвестора выдать кредит на нашу часть работ, чтобы покрыть финансовые риски. А после того как терминал заработает, мы вернем эти деньги".
В каждом из терминальных проектов, по словам собеседников газеты "Время новостей" из компаний-инвесторов, на стоимость общепортовых объектов приходится 20--30% от цены всего порта.
Виктор МАТВЕЕВ, Санкт-Петербург