|
|
N°86, 21 мая 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Безыдейное движение
В Москве проходит фестиваль перформанса и импровизации «Перфест-2»
Степной саламандровый варан, дальневосточный гигантский головоногий червь, слизистый бычий шнырь -- новые экспонаты в Музее уникальной природы. В этом музее происходит день открытых дверей. Научный сотрудник (Юрий Урнов), плотный дяденька с характерной интонацией лектора, сидит слева за столиком на авансцене и предъявляет публике животных. Вынимает их из-за черной ширмы, заменяющей задник, рассказывает о привычках, кормит и ставит эксперимент. Цель эксперимента -- выяснить, "влияют ли звуки музыкальных инструментов на психосоматику существ"; плановый эффект -- "пробуждение инстинкта прямохождения".
В ролях варана, червя и шныря -- артисты группы "По.В.С.Танцы" Александра Конникова, Альберт Альберт, Алена Смирницкая. "День открытых дверей в Музее уникальной природы" -- центральное событие маленького фестиваля перформанса и импровизации "Перфест-2", устроенного агентством театров танца "Цех" на сцене театра "Содружество актеров Таганки".
Животные, разумеется, выдуманы, им сочинены места обитания, предпочтения в еде, манера передвижения. "Саламандровый варан", обитающий в Таджикистане, оказывается, "ведется на огонь" -- припадающую к земле девушку выманивают из-за ширмы огоньком на длинной спичке. Девушка то передвигается на четвереньках, выставив локти вперед (ладони упираются в пол и перпендикулярны телу), то заваливается набок и как-то боком ползет, подрагивая босыми пятками. "Дальневосточного гигантского головоногого червя" научный сотрудник выносит в руках и прислоняет к ширме. Молодой человек стоит вертикально на плечах; грудью и ногами соприкасается с ширмой; голова же лежит подбородком на полу и смотрит прямо в зал. (Не спрашивайте меня, как это возможно, -- для этого надо учиться у Геннадия Абрамова, что "По.В.С.Танцы" в свое время и делали.) Передвигается червь, как ему и положено -- сокращением мышц. А девушка-"шнырь" все старается обвиться вокруг себя, обхватить себя руками (научный сотрудник объясняет, что "шнырь" жил в "толстоствольных лесах Дуная" и привык вокруг чего-нибудь обвиваться, а здесь ему непривычно).
Когда начинается "эксперимент" -- на сцену выходят музыканты ("Пан-квартет"). Пробудить инстинкт прямохождения у варана пытаются с помощью аккордеона, у червя -- с помощью контрабаса, шнырю достаются звуки, извлекаемые из гудка. Варан при звуках музыки чуть привстает и покачивается; червь ползет по стене (метра на два вверх, практически без рук -- я уже сказала, что не знаю, как он это делает); шнырь подкрадывается и кидается на научного сотрудника сзади -- тот еле его стряхивает.
Двигаются "По.В.С.Танцы" чрезвычайно убедительно, в какой-то момент начинает казаться, что какие-то кости у них исчезли, а другие -- необходимые "животным" -- выросли. Но череда дивных этюдов не складывается в цельный спектакль. То ли потому, что идея бедновата (музыка поднимает с колен, м-да), то ли потому, что не хватает выдумки в названиях животных (то ли было в "Дне радио"!). Но главное -- "Полностью Внутренне Свободным Танцам" явственно необходим диктатор, он же режиссер. Понятно, что не каждый с этим зверинцем справится. Но попробовать стоит.
Анна ГОРДЕЕВА