|
|
N°86, 21 мая 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Восставшие из «Илиады»
«Троя» Вольфганга Петерсена на экранах Москвы
Герои «Илиады» появлялись на киноэкране нечасто. Очевидно, первым фильмом на эту тему была немецкая картина «Елена» Манфреда Ноа 1924 года. Три года спустя Александр Корда снял в Голливуде фильм с названием, больше подходящим для советской производственной мелодрамы середины 70-х, -- «Частная жизнь Елены Троянской», но из него к настоящему времени сохранилось около четверти материала. Потом был классический пеплум Роберта Уайза «Елена Троянская», а в одном из итальянских фильмов 60-х годов в Троянской войне принял участие Геркулес в исполнении Стива Ривза. Наконец, в прошлом году, явно пытаясь хоть на полкорпуса обогнать грядущий блокбастер Вольфганга Петерсена, появился телефильм о Елене Троянской.
И вот наступил день, когда античный эпос снова стал бестселлером: самый дорогой проект сезона начал величавое шествие по экранам мира, вызывая ужас у классических филологов, да и просто людей с высшим образованием, помнящих, что в оригинале все было несколько иначе. Никакого гекзаметра нет и в помине: герои разговаривают вполне современно и лишь иногда (как Великий Мастер Йода в последних дублированных эпизодах «Звездных войн») меняют местами подлежащее и сказуемое -- для пущей торжественности. Но с вольной интерпретацией можно, с другой стороны, и смириться -- дословный перенос «Илиады» на экран был равносилен кассовому суициду и не в лучшую сторону отразился бы на и без того немалом хронометраже.
Хорошо уже хотя бы то, что фильм Петерсена как минимум избавлен от претензий любителей считать чужие деньги, привыкших недоумевать, куда по пути к экрану испарились заявленные студией-производителем миллионы долларов. Почти двухсотмиллионный бюджет явлен на кинопленке прозрачно, как в налоговой декларации: вот тысяча кораблей из пресловутого списка, вот семьдесят пять тысяч отважных воинов, вот, наконец, троянский конь -- не только средство вероломного передвижения, но и очевидная роскошь. Батальные сцены не то чтобы беспрецедентны, но по-настоящему впечатляют. Воздух вибрирует от десятков тысяч стрел, большие огненные шары сминают все на своем пути и превращают греков в живые факелы, высадка передового десанта под командованием Ахиллеса на илионское побережье неотличима от нормандской бойни, перемоловшей три тысячи лет спустя спасителей рядового Райана, а пожар Трои отражается в остекленевших от горя глазах Приама (Питер О'Тул) -- масштаб, вполне достойный классических пеплумов. Невероятно хорош и решающий поединок Ахиллеса (Брэд Питт) и Гектора (Эрик Бана): несмотря на то что в этом сезоне единоборства снова в почете, более выверенной и эффектной сцены припомнить трудно. К слову, все боевые сцены Питт и Бана исполняли без дублеров и даже заключили соглашение, по которому должны были выплачивать друг другу по 50 долл. за легкое повреждение и по 100 -- за серьезную травму. В результате драчун Питт заплатил Бане 750 долл., а от того не получил ни цента.
Однако натурализм взаимных истязаний не прибавил фильму достоверности. Дела давно минувших дней в интерпретации Петерсена выглядят как роскошно изданный комикс на античную тему. Показательно, что режиссер предпочел «Трою» другому проекту, который ему предложили реализовать на той же самой студии Warner, -- «Бэтмен против Супермена». Гомеровский эпос устроил Петерсена в большей степени, но очевидно, что и уже готовые наработки для фильма о противоборстве двух титанов комикса даром не пропали и перекочевали в «Трою» практически без изменений. Да и большинство главных героев, несмотря на античные кудри и туники, глядятся старыми добрыми знакомыми. Как ни крути, а большинство заокеанских (да и наших тоже) зрителей, глядя на экран, видят, например, вовсе не поединок Ахиллеса и Гектора, а битву Невероятного Халка и основателя бойцовского клуба Тайлера Дардена и никак не могут взять в толк, с какой это стати соратники по Братству Кольца Леголас (Орландо Блум -- Парис) и Боромир (Шон Бин -- Одиссей) вдруг оказались по разные стороны баррикад. При том, что знакомый по «Илиаде» сюжет оказался волею Петерсена избавлен от всякого присутствия греческих богов: никакого божественного вмешательства или мало-мальской бытовой магии нет и в помине. Режиссер посчитал присутствие в кадре обитателей Олимпа глупым и необязательным для картины, поэтому боги присутствую лишь в виде позолоченных идолов, которым Ахиллес без всякой боязни рубит головы и всячески над ними издевается.
Возможно, потому, что он является одним из немногих, кто действительно имел с ними дело.
Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ