|
|
N°85, 20 мая 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
В поисках покупателя
Москву посетили важные чиновники Sotheby's
Гости из Sotheby's появились в Москве прямо к сенсационной выставке Фаберже в Кремле. Председатель Sotheby's-Europe Генри УИНДЭМ и старший директор лорд ПОЛТИМОР признали, что покупка Виктора Вексельберга -- одна из причин вновь вспыхнувшего интереса к России. Чувствовалось, что на «наших» опять возлагают надежды, как в памятные времена перестройки, когда с феноменальным успехом прошел аукцион современного тогда еще советского искусства.
Хотя с тех пор много утекло и денег, и коллекционеров, и произведений искусства, русские торги стали традиционными, а цены на них рвутся в заоблачные выси (следующие будут в Лондоне 25 мая и наверняка отметятся новыми рекордами), Россия остается территорией малоизученной и слабо освоенной западными аукционными домами. Потому, видно, высокие гости иногда отвечали вопросом на вопрос. И о цели приезда высказывались туманно. Интересуются мол, своим покупателем. Хотят ему помочь. Стать доступнее. Слишком быстрого роста нашего рынка в Лондоне не боятся: к перепадам привыкли и вообще готовы ко всему -- уж слишком велики надежды. На не слишком высокий уровень русских торгов не сетуют: главное -- разнообразие, чтобы каждый мог найти «свое» искусство. С высокими гостями аукционного дома беседует Фаина БАЛАХОВСКАЯ.
-- Качество произведений на русских торгах не растет. Рынок шедевров кажется почти исчерпанным. Где выход?
Лорд Полтимор: -- Мы надеемся, что русские покупатели будут проявлять больше интереса к европейской живописи. Приоритет, который отдает русский рынок собственному искусству, не такое уж обязательное явление. Взлет японского рынка, например, был связан с живописью импрессионистов. Возможно, и русские начнут покупать импрессионистов. А вообще это общемировой процесс. Шедевры оседают в музеях, коллекциях. На рынке, например, осталась лишь одна картина Вермеера -- она будет предложена покупателям на нашем аукционе в Лондоне 8 июля. Но произведения часто возвращаются на рынок. С ростом цен появляется интерес не только покупать, но и продавать.
-- Существуют ли новые ресурсы появления первоклассных вещей?
Генри Уиндэм: -- Много интересных произведений появляется на рынке благодаря процессу реституции. Мы уже давно включились в эту работу. На следующих европейских летних торгах, например, появятся две великолепные картины Климта. В Sotheby's проблемами, связанными с реституцией, занимается специальный адвокат. И не время от времени, а постоянно, полный рабочий день. Для того чтобы «очистить» очередной шедевр от всех претензий, требуется несколько лет. Зато потом скромный гражданин, зашедший в контору в ветхом пиджачке, становится миллионером. По праву.
Лорд Полтимор: -- Опознать «свое» наследство удается не всем -- нужны документы. Иногда собственники находятся лишь на несколько десятков из нескольких сотен произведений -- так было в Вене, например. Аукцион прошел в пользу еврейской общины Вены.
-- Собираетесь ли вы проводить торги в Москве?
Генри Уиндэм: -- А как вы думаете, сможем ли мы найти здесь достаточное количество шедевров? Привозить сюда искусство слишком сложно и дорого. Да и не все наши русские покупатели живут в России. У вас очень сложное законодательство. В некоторых странах существуют ограничения на вывоз произведений искусства национального значения. Гораздо реже мы сталкиваемся с ограничениями при ввозе. Подобные проблемы были в Польше и Венгрии -- эти рынки сейчас тоже очень быстро растут. Но мы думаем о том, что сделать, чтобы расширить круг наших покупателей в России.
От Айвазовского на аукционных торгах всегда ждут многого. Стартовая цена этой картины: 55000-73000 долларов
Беседовала Фаина БАЛАХОВСКАЯ