Время новостей
     N°84, 19 мая 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  19.05.2004
Пушкин? Виноват!
37-летних все-таки оставили без накопительных пенсий
Заявление премьера Михаила Фрадкова о намерении включить граждан старше 37 лет в обязательную накопительную систему фактически аннулировано. Правительство честно «поправило» ко второму чтению законопроект, вносящий изменения в единый социальный налог (именно в этой главе Налогового кодекса идет разбивка пенсионных отчислений по возрастам). Однако во вновь присланном депутатам варианте никаких изменений, утешающих 37-летних россиян, не обнаружилось.

Ровно неделю назад Госдума утверждала г-на Фрадкова на посту премьера. Г-н Фрадков всячески доказывал социальную направленность курса нового кабинета, повторяя, что он готов выполнить указание президента бороться с бедностью и социальным неравенством. На прямой вопрос депутатов, как он может мотивировать непопулярное решение об исключении граждан старше 37 лет из обязательной накопительной пенсионной системы, г-н Фрадков сперва ничего конкретного не сказал, ограничившись фразой: «Мы будем стараться сделать так, чтоб стало не хуже, а лучше». Независимый ныне депутат Михаил Задорнов конкретизировал: "Исключение зрелых работников подрывает доверие не только к пенсионной реформе, но и к правительству и не может быть принято по политическим мотивам". Тогда Фрадкову пришлось ответить, что «решение еще обсуждается и позиция правительства может быть изменена». "По всей вероятности, мы включим этот контингент (мужчин 37--50 лет и женщин 37--46 лет) в накопительную систему» -- таково было последнее слово премьера на эту тему.

Обычно сослагательное наклонение в исполнении второго лица государства означает, что концептуальное идеологическое решение уже принято. Однако в применении к нынешнему российскому премьеру это оказалось вовсе не правилом. В тот же день до позднего вечера премьер советовался со своими подчиненными на предмет, стоит ли исключать из пенсионной реформы граждан среднего возраста. То ли чиновники переубедили премьера, то ли просто кто-то из минфиновских чиновников «забыл» вновь включить средний возраст в поправки ко второму чтению. Но то, что в законопроекте, поступившем в Госдуму ко второму чтению, обязательной накопительной системы для граждан среднего возраста не предусмотрено, это факт.

По словам заместителя председателя бюджетного комитета Думы Андрея Макарова, «правительство вовсе не собиралось давать задний ход старым решениям». «В свежеприсланном нам варианте, датированным 14 мая, -- говорит г-н Макаров, -- черным по белому прописано разделение на лиц старше 1966 года рождения, за которых работодатель будет отчислять 14% на страховую часть пенсии, и лиц 1967 года и моложе, на страховую часть пенсии которых будет отчисляться 8%, а на накопительную -- 6% от фонда зарплат».

Два последних года -- с момента, когда стартовала накопительная система, -- работодатель выплачивает в накопительную часть пенсии 2% от заработка каждого сотрудника. Правительство предлагает вовсе отменить накопительную часть пенсионной системы для граждан старше 1967 года рождения и все 14% страховых платежей за эту группу лиц направить на финансирование распределительной части пенсий. При этом те двухпроцентные «накопления», которые поступили на накопительные счета этих граждан за 2002--2004 годы, останутся в управлении граждан и могут по их усмотрению быть переданы в управляющую компанию или негосударственный пенсионный фонд. Если эти граждане хотят продолжать копить на пенсию, по «ноу-хау» правительства они могут делать это лишь в виде ежемесячных добровольных 4-процентных отчислений от зарплаты.

Единственный аргумент Минфина против 37-летних -- что средние возраста в накопительной системе создадут дополнительную нагрузку на бюджет, а накопить сколько-нибудь серьезные суммы эти люди все равно не успеют. Однако этот аргумент сугубо финансовый. В политическом же смысле исключение из пенсионной системы работников, находящихся на пике доходов, и создание для них «угадайки» -- еще более опасная антисоциальная мера правительства, чем решение о монетизации льгот.

Пенсионный возраст может быть увеличен тем, кто на это согласится в добровольном порядке. В обозримом будущем увеличение пенсионного возраста у нас в стране не произойдет, заявил вчера председатель правления Пенсионного фонда России Геннадий Батанов на межрегиональном совещании работников фонда в Пятигорске. «Есть идея продлить пребывание на работе мужчинам до 65, а женщинам до 60 лет», -- сказал он.

Ирина СКЛЯРОВА