|
|
N°84, 19 мая 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Кошачье лицо
Госнаркоконтроль проиграл «дело ветеринара»
Кузьминский райсуд Москвы вчера прекратил дело ветеринара Константина Садоведова, обвинявшегося по ст. 228-3 УК РФ в незаконном хранении, перевозке и сбыте психотропных веществ. Суд установил, что в его действиях отсутствует состав преступления.
«Я до сих пор не могу прийти в себя, такого решения от судьи я не ожидал. Самое меньшее, на что я мог надеяться, это пять лет лишения свободы условно. То, что случилось сегодня, -- настоящая победа. Общими силами нам удалось доказать Госнаркоконтролю абсурдность преследования ветеринаров за использование кетамина», -- заявил газете «Время новостей» г-н Садоведов после окончания процесса.
Ветеринар государственной клиники ГУП «Полигон» Константин Садоведов был задержан сотрудниками Госнаркоконтроля при проведении операции по стерилизации кошки. Как только он набрал кетамин в шприц, ему тут же объявили о проведении контрольной закупки.
Избежать ответственности за хранение наркотиков ветеринару помог премьер Михаил Фрадков. Согласно подписанному им недавно распоряжению правительства о размере разовых средних доз, «крупным размером» хранения психотропного вещества кетамина теперь считается 1 г препарата. У г-на Садоведова было обнаружено лишь 0,24 г. До этого уголовная ответственность наступала за хранение от 0,02 до 1 г кетамина.
Но полностью уйти от наказания г-ну Садоведову не удалось. Как пояснил газете «Время новостей» адвокат ветеринара Евгений Черноусов, в данном случае наступает ответственность по статье 6.8 КоАП РФ, которая за хранение наркотических и психотропных веществ без цели сбыта предусматривает штраф в размере от 5 до 10 МРОТ или административный арест до 15 суток.
Доказать невиновность Садоведова в попытке сбыта кетамина оказалось сложнее. Допрошенная в качестве свидетеля обвинения на одном из слушаний оперативник Госнаркоконтроля Виктория Воскресенская утверждала, что под сбытом психотропного вещества они подразумевали введение инъекции кошке, то есть кошка и была тем самым «лицом», которому ветеринар сбыл анестетик. Пытаясь показать абсурдность доводов, адвокаты потребовали вызвать это «лицо» и допросить как свидетеля. В результате гособвинитель вынужден был признать свою ошибку и вчера отказался от обвинения в сбыте кетамина.
«На одном из пленумов Верховный суд разъяснил, что «сбыт» следует понимать либо как непосредственную передачу наркотических и психотропных веществ другому лицу, либо как инъекцию другому физическому лицу. Кошка -- это не физическое лицо, это животное, и сбыть ему ничего нельзя по определению», -- аргументировал свою позицию г-н Черноусов.
Суд над Садоведовым стал первым в череде аналогичных дел, возбужденных по инициативе Госнаркоконтроля. По словам адвоката Черноусова, всего по России возбуждено порядка 20 дел в отношении ветеринаров, из них пять -- в столице. Так, в Замоскворецком районном суде вскоре будет рассматриваться дело ветеринара Марии Красной. Судя по тому, что у нее было обнаружено лишь 0,4 г кетамина, она также отделается штрафом. А вот ее коллеге Александру Дуку, дело которого также передано в Замоскворецкий суд, не повезло -- оперативники изъяли у него свыше 2 г психотропного вещества. «Даже в том случае, если кетамин будет легализован, шансов на реабилитацию крайне мало, поскольку обратную силу по смягчению или отмене уголовной ответственности может иметь только закон, а вопрос о легализации кетамина решается на уровне правительственных постановлений», -- пояснил г-н Черноусов.
Кетамин был внесен Минсельхозом и Минздравом в перечень препаратов, разрешенных к использованию ветеринарами, в декабре 2003 года. В январе законность этого распоряжения подтвердил Минюст. Теперь очередь за правительством, которое должно принять постановление о лицензировании и порядке оборота кетамина в ветеринарии. До этого момента ветеринары не смогут легально применять препарат. Привлекая ветеринаров к суду, Госнаркоконтроль, как заявляют его представители, хотел побудить власти навести порядок в законодательстве.
«Десять лет эти дела лежали пластом, никто ими не занимался. И только теперь, когда благодаря нашим усилиям было возбуждено пять уголовных дел за использование кетамина, эта проблема начала решаться. В ветеринарии есть свои авторитеты, которые могли бы решить вопрос о внесении этого препарата в перечень разрешенных. А Минсельхоз этому потворствовал. Мы не ставим своей целью посадить ветеринаров за решетку. Если все благополучно разрешится, мы будем только рады, -- заявил газете «Время новостей» один из сотрудников Госнаркоконтроля.
Но г-н Черноусов с такой позицией категорически не согласен: «В Госнаркоконтроле существует специальное управление по предупреждению и профилактике незаконного оборота наркотиков и взаимодействию с другими ведомствами. Они должны были вести переговоры с правительством, чтобы внести применение кетамина в правовое поле, а уже потом решать вопрос о возбуждении уголовных дел».
Екатерина БУТОРИНА