|
|
N°86, 21 мая 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Сахаров не рассчитывал на быстрый результат
Сегодня Андрею Сахарову исполнилось бы 80 лет. Эту дату отмечают в основном только правозащитники.
Если бы юбилей Сахарова отмечался как государственный праздник, здесь было бы, по-моему, слишком много лицемерия. Гораздо важнее знать, что он делал и как думал, а не формальное поклонение. Фигура Сахарова вызывает большой интерес, его часто называют одним из самых влиятельных и позитивных людей XX века. Но это скорее иконная память, похожая на почитание классиков, которых никто не читает.
Мы с Андреем Дмитриевичем работали в одной общественной организации -- «Московская Трибуна», она возникла в 1988 году и существует до сих пор, хотя деятельность ее почти замерла. Это было самое горячее время, только-только в нашей стране что-то начало взрываться. Думаю, что Андрей Дмитриевич был очень своевременным человеком и в то же время рассчитывал свою деятельность на длительную перспективу. Он никогда не отказывался от конкретных дел, прежде всего по защите отдельных людей, причем совершенно независимо от того, какое они занимали положение, и был ли он с ними как-то связан.
Сахаров всегда говорил о нравственном идеале, хотя был вполне трезвым человеком. Он понимал, что есть ситуации, в которых необходимо применение силы, что мир циничен, но в то же время всегда говорил: если в той или иной ситуации не совсем понятно, как себя вести, надо действовать по законам нравственности. Он старался объяснить это. Не так уж важно, слушали его тогда или нет. Краткосрочного эффекта от своей деятельности Сахаров ждать не мог. Об этом особенно уместно вспомнить сейчас, когда в большой моде нытье, когда говорят, что ничего не получилось. Никто ведь и не думал, что Россия станет страной реальной демократии и прав человека в короткие сроки. Когда Сахаров говорил об этом летом 1989 года, он имел в виду очень далекую перспективу. Конечно, он не знал, что через два года обвалится система.
На самом деле жизнь за прошедшие 10--12 лет сильно изменилась, хотя никто не ждал, что изменения произойдут так скоро. Развалился один из самых страшных тоталитарных режимов в истории человечества. Погибла держава, которая казалась вечной. Появились слабые ростки свободы, которые и тогда, в 1989-м, и сейчас есть желание поскорее затоптать. Но многие люди уже научились думать иначе, научились думать, что их страна тоже может быть ничем не хуже других. Это, в общем, не так мало для 10 лет.
Юрий ЛЕВАДА, руководитель Всероссийского центра изучения общественного мнения