|
|
N°84, 19 мая 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Сенсации Внешэкономбанка
За первый квартал ВЭБ заработал прибыль в размере прошлогодней
Внешэкономбанк, удививший недавно публику результатами управления средствами Пенсионного фонда России (замминистра финансов Белла Златкис назвала «сенсационной» 30-процентную доходность, полученную ВЭБом от реализации пакета госбумаг, в который были вложены пенсионные накопления граждан за 2002 год), продолжает презентовать данные о высокой эффективности своей работы. Вчера, представляя журналистам отчет за 2003 год, председатель ВЭБа Владимир Чернухин сообщил, что банк удвоил показатель чистой прибыли - по сравнению с 1,43 млрд рублей в 2002 году эта цифра достигла 2,9 млрд рублей. По размеру балансовой прибыли в 3,61 млрд рублей (максимальный результат за последние 7 лет) ВЭБ стал третьим среди российских банков. Более того: уже известно, что прибыль первого квартала нынешнего года превысила всю прибыль минувшего года. Банкир говорит, что эти результаты - следствие «макроэкономических достижений России, которые мы смогли трансформировать в доходы».
В банке отказываются строить прогнозы относительно того, удастся ли сохранить «сенсационный» уровень доходности в управлении пенсионными накоплениями граждан: все зависит от конъюнктуры на рынке ценных бумаг. Тем не менее, лишь за первый месяц управления полученной 1 марта суммой 45,6 млрд рублей операционный доход составил 560 млн рублей (в ВЭБе подчеркивают, что эта цифра носит индикативный характер, поскольку доход не фиксировался). Внешэкономбанк пока не разместил предписанные 80% суммы в ценные бумаги (государственному управляющему законодательно разрешено инвестировать только в государственные бумаги), поскольку ожидавшаяся проблема недостатка инструментов для вложений ощущается довольно остро. Кроме того, практика выявила недоразумение в регламенте инвестиций пенсионных накоплений. ВЭБу предписано покупать облигации только на биржах, в то время как основной объем валютных бондов торгуется на внебиржевом рынке. Поэтому банк вынужден довольствоваться случайными заявками на продажу валютных бумаг на ММВБ и вкладываться главным образом в рублевые бумаги. Но в ВЭБе рассчитывают, что это нормативное недоразумение правительство исправит.
Владимир Чернухин говорит, что минувший год для ВЭБа был «крайне успешным». Этот успех измеряется не только чисто финансовыми показателями. После того как правительство определило стратегию своего участия во внешнеэкономической деятельности - государство должно и будет поддерживать несырьевой экспорт, -- ВЭБ осуществил целый комплекс мероприятий по исполнению возложенной на него функции такой поддержки. Это и участие в разработке государственной концепции финансовой поддержки экспорта, и наведение порядка в Росэксимбанке, и заключение соглашений с экспортными и страховыми агентствами и банками стран «большой восьмерки». В целом, считает г-н Чернухин, при непосредственном участии ВЭБа была сформирована российская модель поддержки экспорта, причем как в институциональном, так и в прикладном смысле: федеральный бюджет этого года предусматривает 500 млн долларов на операции по поддержке экспортных проектов и 50 млн долларов на тендерную поддержку предприятий. Последняя деталь говорит о многом: подобная строка в бюджете появилась впервые, а до сих пор российские предприятия были фактически «отрезаны» от проектов, где требовалось участвовать в тендерах и нести соответствующие расходы.
Объем выданных в 2003 году кредитов экспортерам составил 600 млн долл. А к концу этого года, как ожидают в ВЭБе, даст практические результаты работа по совместной с финансовыми институтами стран G8 экспортной поддержке проектов в третьих странах. Соглашения с агентствами и банками в США, Великобритании, Франции, Германии и Италии были подписаны в рамках визитов Владимира Путина в эти страны, что, несомненно, придает особый вес договоренностям. «Нас признали полноправным партнером, что является лишним подтверждением правомерности нашего членства в «большой восьмерке», -- говорит Владимир Чернухин. Соглашения предполагают, что государственные финансовые институты будут поддерживать (гарантиями или кредитами) инвестиционные проекты, которые компании из двух стран реализуют в третьей стране. Понятно, что такие проекты в первую очередь могут появиться в таких регионах, как Азия, Африка или Южная Америка. По словам представителей ВЭБа, заявки на финансирование подобных проектов уже поступают (в том числе и по инициативе зарубежных компаний) и будут рассмотрены немедленно по завершении формирования нормативной базы для таких сделок. Первый зампред ВЭБа Николай Косов полагает, что пилотные проекты в рамках этой схемы могут быть выбраны банком к концу года.
Минувший год стал поворотным в выполнении ВЭБом такой функции, как взыскание кредитов, выданных правительством отечественным предприятиям. Как известно, сейчас практика подобных кредитов прекращена, но в 1990-е годы их объем исчислялся миллиардами долларов. Все они в той или иной степени были «политическими» и по умолчанию не предполагали возврата. Тем не менее, формально за получение этих долгов отвечал именно ВЭБ. В 2003 году, сообщил вчера г-н Чернухин, государству только путем взысканий через арбитраж было возвращено 1,26 млрд долларов - примерно вчетверо больше, чем в 2002 году. Причем такой прирост был получен не благодаря одному или нескольким крупным должникам, а в результате проведения системной работы. На сегодняшний день, по словам главы ВЭБа, банк ведет более 500 разбирательств в арбитражных судах о взыскании долгов.
Андрей ДЕНИСОВ