Директор сочинского Художественного музея Петр Хрисанов, похоже, становится главным ньюсмейкером курорта. Именно он рассекретил историю открытия в Сочи бесценного античного клада, который сейчас реставрируется в Государственном Эрмитаже. Затем г-н Хрисанов рассказал, как у одного сочинца нашелся рисунок Ильи Репина с уникальным автографом художника, а у другого --
обнаружилась кофейная чашечка работы Карла Фаберже. На днях же директор сочинского Художественного музея заявил, что в городе в течение 59 лет хранилась картина известного французского художника Оноре Домье. До сих пор считалось, что живописных работ Домье в России нет.
«Мне часто задают вопрос, почему в Сочи вдруг стали случаться такие открытия? -- говорит Петр Хрисанов. -- А я уверен, что точно такой бум может начаться в любом городе, если там сделают то же, что сделали мы». А сделали сочинские музейщики в содружестве с городской телекомпанией «Эфкате» в общем-то простенькую телепередачу: регулярно в прямом эфире в течение всего 200 секунд искусствоведы оценивают старинные вещи, которые жители курорта приносят на экспертизу. Известно, что во многих семьях имеется антиквариат, доставшийся по наследству от родственников. Люди порой даже не понимают, чем владеют -- настоящие произведения искусства пылятся на чердаках, в гаражах или подвалах. Но стоило горожанам увидеть по телевизору человека, вдруг узнавшего, что чашечка, в которой его ребенок разводил краску, оказалась раритетом, сделанным ювелирной фирмой Фаберже, и что стоит она больше, чем он зарабатывает за год, как тут же все вспомнили о своем «хламе» и дружно понесли его в музей. В этом потоке теперь и отыскиваются истинные шедевры.
Картину Оноре Домье принес для оценки сочинец, которому она досталась от умершего дедушки. Доподлинно известно только, что тот привез ее в 1945 году, когда возвращался с войны. Как и где был взят трофей, внук не интересовался. Сейчас картина хранится в сочинском Художественном музее, в зале произведений искусства из частных коллекций, и ее может увидеть любой посетитель.
Сочинские музейщики уверены, что это подлинник. У живописца Домье была особенность -- он писал на досках из красного дерева, и эта работа тоже выполнена на доске из красного дерева размером 45 на 50 см. На обороте есть след от сургучной печати, поставленной, по всей видимости, в музее или галерее, которой картина принадлежала. Манера письма и имеющаяся на доске подпись Домье тоже свидетельствуют о том, что это не подделка. Сочинский коллекционер Георгий Гольдман возил картину на экспертизу во Всероссийский художественный научно-реставрационный центр им. И.Э. Грабаря, где было подтверждено, что это работа второй половины XIX века. А тогда картины Домье не подделывались: в то время автор не был популярным мастером, так как он шокировал светскую публику своим реализмом, и считалось, что его сюжеты были вульгарными и недостойными изображения. Очевидно, что сочинская находка -- одна из картин серии «Вагон третьего класса», написанной Домье после 1860 года. Сюжеты для этой серии художник находил в поездах, в которых парижане низких сословий возвращались с работы.
Впрочем, окончательный вердикт -- подлинник это или нет -- могут поставить только эксперты Лувра (в России обнаруженную в Сочи картину просто не с чем сравнивать). Как узнали сочинские музейщики, экспертиза во Франции будет стоить примерно 50 тыс. евро. Таких денег у владельца картины нет. Но в Сочи ожидают, что история с картиной Домье только начинается, и, возможно, скоро станет известно, в списках какого европейского музея она значилась. А вот что касается стоимости находки, то в Сочи никто не берется даже предположить, какая это может быть сумма.
Для справки: Домье (Daumier) Оноре Викторьен (1808--1879), график, живописец и скульптор. Прославился после Французской революции 1830 года как политический карикатурист, автор сатирических литографий, изображавших короля Луи Филиппа и его окружение. Преследовался властями, в 1832 году на полгода был заключен в тюрьму. Домье известен и как живописец. Оноре Домье наряду с Гюставом Курбе называют основоположником реализма -- течения, предполагавшего и пленэрную живопись, и применение особых выразительных средств для художественного воплощения действительности. Однако живописных работ Домье в музеях немного. Несколько картин хранится в Париже, в Лувре, и еще несколько -- в Мюнхене, в Новой пинакотеке.