|
|
N°86, 21 мая 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Бизнес по-русски
Западные подводники разочарованы российским правительством
Подписанный в пятницу контракт на подъем атомохода «Курск» с голландской компанией Mammoet Transport BV вызвал недоумение у западных профессионалов-глубоководников. Норвегию, например, удивляет тот факт, что в конкуренции за выгодный, но крайне сложный заказ победила фирма, не слишком опытная именно в подводных работах. Весьма странной кажется норвежцам и аргументация вице-премьера Ильи Клебанова, заявившего, что единственной причиной, по которой заказ не отдали консорциуму в составе американо-норвежского Halliburton, голландских Heerema Marine Constructors и Smit Tak, с которым полгода велись переговоры, стали сроки. Президент, мол, поставил задачу поднять «Курск» в этом году, так тому и быть. Западные эксперты уверены: спешка в этом деле недопустима, ценой ее может стать катастрофическое радиационное заражение акватории Баренцева моря.
Наиболее откровенно в беседе с газетой «Время новостей» высказался норвежский физик-атомщик Томас Нильсен, сотрудник хорошо известной в России экологической организации Bellona. «Имя нового партнера стало для меня большой неожиданностью, -- говорит он. -- Фирма мало кому известна. Международный консорциум не успел выполнить очень важной при проведении подобного рода операций работы -- произвести оценку риска. Это процедура требует времени и усилий, поэтому консорциум и упоминал 2002 год. Необходимо учитывать, что лодка находится в международных водах, а рыболовство в этом регионе является жизненно важным видом деятельности. Такое впечатление, что в Москве недооценивают опасность новой трагедии».
Как заявил газете «Время новостей» представитель Halliburton Бергер Харальдсэйд, поступившая в последнюю минуту новость о том, что услуги консорциума отвергнуты, стала для них шоком. «Мы надеемся получить из России более подробное обоснование принятого решения». Одновременно стало известно, что руководство международного консорциума вчинит России иск, если предпроектные наработки, подготовленные его специалистами, будут использованы при подъеме «Курска».
Halliburton и его партнеры оказались в той же ситуации, что и осенью прошлого года британо-норвежский Stolt Offshore, которому дали от ворот поворот накануне подписания контракта. Несмотря на то что сразу после трагедии специалисты именно этой фирмы добились большого успеха, открыв внешний люк субмарины и запустив внутрь робота. По словам руководителя информационной службы компании Бенты Бярхем: «Для Москвы цена является существенным элементом контракта, однако существует еще и технический фактор, который должен играть в подобных ситуациях главную роль». Неофициально западные специалисты высказываются далеко не столь дипломатично, выражая разочарование тем, что необязательность и непредсказуемость становятся визитной карточкой россиян на деловых переговорах.
Петр ШУМЕЙКО, Осло