Время новостей
     N°83, 18 мая 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  18.05.2004
История одной выставки
Графика и фотографии Алексея Семенова в галерее M'ARS
Выставка, вернисаж которой состоится сегодня в 18.00 в Пушкаревом переулке, не приурочена к каким бы то ни было датам. Дни рождения и смерти московского графика Алексея Семенова (1949--2002) приходятся на декабрь. Тем не менее создание этой выставки, безусловно, связано с безвременной кончиной художника. Про невосполнимость утраты обычно принято говорить на поминках, причем говорить вполне искренне и, увы, забывать, потом спохватываться и снова забывать, снова спохватываться и в конце концов бурчать себе под нос что-то типа, мол, время такое. Время, разумеется, именно такое, но, к счастью, есть и исключения. Алексей Семенов был убежденным сторонником прогресса, но это никоим образом не влияло на его отношения с людьми. Он ни о ком не забывал, хотя сам ни о чем не просил, будучи человеком чрезвычайно, педантично деликатным и ненавязчивым. Его очень любили близкие, друзья, коллеги, ученики. И в суетной России 2004 года эта любовь оказалась сильнее обстоятельств, при которых для простого, казалось бы, дела не хватает то времени, то денег, а чаще всего -- сплоченности усилий. Вокруг мощной фигуры Семенова все выстроилось удивительным образом. Нашлись и желание, и силы, и время, и деньги, и отличная галерея, и престижное издательство, и верстка, и сканирование, и цветоделение, и все, что нужно для выставки, для каталога, для пригласительных билетов. Эта сплоченность усилий и любви вполне материальна и осязаема. Но помимо, вернее прежде всего, есть и искусство Алексея Семенова, такое же легкое и одновременно скрупулезно точное, каким был он сам. Искусство, позволяющее его друзьям -- маститым искусствоведам -- искренне говорить о Семенове и о его искусстве серьезные и важные вещи.

«Он был художником татлиновского склада и блестяще владел «культурой материала» (определение Татлина).

Его рельефы с запрессованными сигаретными пачками и спичечным коробками -- это утверждение красоты потерявших утилитарность предметов. Это и невольная иллюстрация известных ахматовских строк, демонстрирующая, «из какого сора» рождается поэзия», -- написал о Семенове Андрей Сарабьянов.

А вот слова Александра Саминского: «Он искал не новизны форм (образов), а их новое виртуальное вещество -- природу. Природу, из которой должен строиться язык сегодняшнего искусства. Возможно, что и завтрашнего».

Выставка продлится до конца месяца.

Лев БРУНИ
//  читайте тему  //  Выставки