|
|
N°86, 21 мая 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Мы завидовали хунвейбинам»
В 1966 году мне было 14 лет, и я был «красным маленьким солдатом» -- хунсяобином. Я жил тогда на юге Китая, в народной коммуне Дапин, недалеко от города Наньпин в провинции Фуцзянь.
Лозунги Мао о разгроме «всякой нечисти» и «буржуазных элементов» докатились и до нашей деревни. Во исполнение решений Великого кормчего партийный секретарь нашей коммуны и ее административный состав подверглись «публичной критике»: их водили по деревне в больших колпаках и с табличками на шеях. На табличках было написано: «Бороться с удерживающими партийную власть».
В деревни жили тогда всего несколько сот человек, но появилась собственная организация хунвейбинов -- «боевой отряд» со своим командиром. От их террора погибли как минимум двое. Бывшего помещика хунвейбины забили ремнями, а бывший гоминьдановский староста повесился, не выдержав травли.
Я и мои сверстники очень завидовали хунвейбинам. Тогда говорили: «Дракон рождает дракона, феникс -- феникса, а мышь -- тварь, копошащуюся в норе». Для хунвейбинов это означало, что раз их родителями были «дракон и феникс», то есть кадровые партийные работники, значит, они тоже хозяева страны. А дети классовых врагов -- тоже классовые враги. Сам я в то время был полностью согласен с обвинениями в адрес бюрократов, использовавших власть для получения привилегий. Ведь все видели, что жили они намного лучше, чем простые люди. Но со временем Мао Цзэдун перевел это движение на те рельсы, на которые он хотел.
С образованием отрядов бунтарей-цзаофаней люди почувствовали, что обстановка изменилась. Те, кто был связан с власть имущими, образовали группировки по их защите -- их называли «партией охраны императора». При этом находились и те, кто хотел свергнуть местного партийного начальника, начиналась взаимная борьба. Когда волна движения достигла апогея, указаний Мао Цзэдуна уже не слушали -- повсюду были противостоящие друг другу группировки. В нашем районе развернулась ожесточенная вооруженная борьба. К тому времени «сторонники капиталистического пути», иными словами -- управленческое звено, уже были разгромлены, фактически наступила анархия. Организации сражались друг с другом, при этом использовалось огнестрельное оружие, самодельные танки, много народу погибло. Рядом с деревней проходила линия железной дороги, по которой целые поезда со странствующими бунтарями-цзаофанями направлялись в какой-нибудь город для «борьбы».
Зачем Мао нужно было разворачивать такую кампанию после того, как соперники -- Лю Шаоци и Дэн Сяопин -- уже капитулировали перед ним? В идеях Мао заложен идеал «народного императора», иными словами: «Мои императорские полномочия абсолютны, но я представляю интересы простых людей». Мао был разочарован разложением партийно-государственного аппарата, потерей им воли к революционной борьбе, нежеланием номенклатуры бороться вместе с ним за всеобщее коммунистическое равенство. Идеалом Мао Цзэдуна было имущественное равенство, а кадры боролись за материальные привилегии, использовали для этого свои властные полномочия и ресурсы государства. И Мао пришел к выводу, что проблему разложения партийных кадровых работников невозможно решить силами самой партии, нужно было опереться на силу народных масс.
ЛЮ СУМЭЙ, независимый журналист