Время новостей
     N°83, 18 мая 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  18.05.2004
Приношение даров
В Большом театре прошел вечер памяти Галины Улановой
В минувшее воскресенье фонд Галины Улановой устроил в Большом театре концерт, посвященный некруглой дате: 60 лет назад знаменитая Жизель-Мария-Джульетта перешла из Мариинского в Большой театр. Фонд возглавляет Владимир Васильев, он же был режиссером вечера. Благодаря ему сверху спускались киноэкраны и на них шли знаменитые кадры бегства Улановой-Джульетты, перебирались не менее знаменитые фотографии. Диктор зачитывал проникновенно-слащавые отзывы современников (что-то про воздух, который свежеет в присутствии Улановой). Хор "Новой оперы" пел Беллини и Андрея Петрова. Также именно режиссер вечера ответственен за появление в программе последней картины "Лебединого озера" -- в хореографии В.В. Васильева лично. Этот диковатый опус (где злой гений оказывается отцом принца и они дружно претендуют на белого лебедя; черного лебедя вовсе нет) счастливо исчез из репертуара театра после отставки постановщика -- теперь вот напомнил о себе. Дебютантка Анна Никулина (ученица Екатерины Максимовой) с солистами Большого Владимиром Непорожним и Дмитрием Рыхловым разыграла мелодраму: Злой гений от страсти катался по земле, Лебедь «изменившимся лицом бежал пруду», а принц заламывал руки. То есть Васильев напомнил об эпохе немого кино, которая заканчивалась, когда Уланова начинала свою карьеру. Ход можно признать остроумным. Дальше было значительно лучше.

Большой и Мариинский театры не вдавались в воспоминания, а посвятили Улановой фрагменты актуального репертуара. Большой представил половину баланчинской "Симфонии до-мажор" (III и IV часть) --идея разрезать симфонию пополам, конечно, странна, но что поделать, если Светлана Захарова и Нина Ананиашвили в отъезде, то есть у театра нет сейчас приличной исполнительницы II части? Мариинка похвасталась недавней форсайтовской премьерой -- десятиминутная одноактовка "Головокружительное упоение точностью" поразила именно точностью и именно упоением: витые углы этой хореографии Андриан Фадеев и Леонид Сарафанов осваивали с лихостью мальчишек-скейтбордистов. А потом вышла Ульяна Лопаткина.

Новая. Незнакомая. За время отсутствия на сцене что-то иное нашедшая в "Бриллиантах", в этой парадной баланчинской одноактовке, посвященной русскому императорскому балету. Нашедшая -- вдруг -- сюжет: услышанный призыв балеринской судьбы. То есть вот он -- императорский балет: чуть конфетный, чуть стилизованный, сценическая бижутерия, все сделано, все сыграно. А вот вдруг -- неслышный зов, и чуть меняется манера, чуть строже становится лицо. Вырастание балета из парадного развлечения в искусство -- вот что станцевала Лопаткина в этот вечер на сцене Большого. Нынешняя первая балерина страны -- в вечер, посвященный прежней первой балерине. Баланчин, Форсайт и Лопаткина -- Мариинка и Большой выбрали в честь Улановой все самое лучшее. И правильно сделали.

Анна ГОРДЕЕВА
//  читайте тему  //  Танец