|
|
N°82, 17 мая 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Гонка за иракской резолюцией
На торг с Россией у США осталось чуть более месяца
В минувшие выходные Россия и США активно искали взаимоприемлемую модель иракского урегулирования. Времени на споры осталось мало -- 30 июня американцы намерены передать власть новому временному правительству Ирака. Эта тема была главной на переговорах министра иностранных дел России Сергея Лаврова в Вашингтоне, где он встречался с коллегами из восьмерки ведущих индустриальных государств мира во главе с США. В эти же дни об Ираке говорила в Москве помощник президента США Кондолиза Райс. Она встречалась с Владимиром Путиным, которому привезла послание от Джорджа Буша, с главой администрации президента Дмитрием Медведевым, секретарем Совбеза Игорем Ивановым. Только с премьером Михаилом Фрадковым речь шла не столько об Ираке, сколько об экономике.
Американцам нужно не просто передать власть в руки иракцев, но и получить на это одобрение международного сообщества. Однако некоторые страны подозревают Вашингтон в лукавстве, в частности, в том, что иракцы получат не настоящий суверенитет, а лишь его видимость. Такие опасения есть у Парижа, Берлина и, видимо, Москвы, хотя последняя выражается более осторожно. К тому же сама обстановка в Ираке не внушает оптимизма.
Быстрый вывод иностранных войск грозит Ираку хаосом междоусобицы, и Россия не возражает против пребывания в стране после 30 июня международных сил. Однако это уже не должны быть оккупационные силы, и Москва хочет максимально четко определить их мандат, задачи, механизм подотчетности ООН и срок пребывания в стране.
В отличие от Вашингтона и Лондона Москва не выказывает торопливости и выступает за то, чтобы формирование временного правительства Ирака было максимально прозрачным, а его состав оказался приемлемым для широких слоев населения, соседних стран и мирового сообщества в целом.
При этом легитимность новой власти должна быть поддержана одобрением Совбеза ООН. «Мы ждем доклада специального представителя Генсека ООН Лахдара Брахими», -- пояснил глава МИД России Сергей Лавров. Сейчас г-н Брахими ведет в Ираке интенсивные переговоры с местными лидерами. Свои рекомендации Брахими представит в Совбез ООН до конца мая.
Уже вчера, правда, Кондолиза Райс заявила, что у США и России «есть общее понимание того, как двигаться вперед». Райс обещала оперативно ознакомить Москву с американским проектом резолюции, когда он будет подготовлен. Впрочем, по мнению главы МИД России, отсутствие черновика резолюции на данном этапе -- даже «позитивный момент». Ведь это показывает, что и Вашингтон не торопится, а готов досконально все проработать с учетом позиции Москвы, обладающей правом вето в Совбезе ООН. Глава российского МИДа подчеркнул, что осмысление доклада Брахими поможет «фиксировать на бумаге уже те положения, которые пользуются поддержкой СБ ООН», и лишь тогда «новая резолюция действительно поможет иракскому урегулированию, а не осложнит его».
Россия считает, что резолюция сейчас не является первостепенной проблемой, -- куда важнее выработать концепцию иракского урегулирования после передачи власти временному правительству. Москва до сих пор высказывается за созыв до 30 июня представительного международного форума с участием всех политических сил, в том числе оппозиционных сил Ирака, а также соседних государств и членов СБ ООН. На днях заместитель главы МИДа Юрий Федотов озвучил российскую модель «поэтапного подхода» к проблеме: сперва международное сообщество могло бы принять более короткую резолюцию, что позволило бы заполнить правовой вакуум до передачи власти. А уже потом ООН могла бы утвердить развернутый план действий по иракскому урегулированию.
Катерина ЛАБЕЦКАЯ, Вашингтон, Александр ТИМОФЕЕВ