|
|
N°82, 17 мая 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Задачка интересная, но несложная»
Герман Греф взялся за восстановление Чечни
Глава Минэкономразвития Герман Греф приступил к выполнению президентского поручения о координации восстановления социально-экономической жизни в Чечне. Меньше чем через неделю после пролета Владимира Путина над разрушенным Грозным г-н Греф повторил этот вояж. Еще в пятницу министр был в Париже вместе с зампредом правления «Газпрома» Александром Рязановым, а в 7 часов утра в субботу с тем же г-ном Рязановым и еще целой компанией федеральных чиновников на борту самолета компании «Газпромавиа» он направился во Владикавказ, а оттуда - в Грозный.
Сегодня Герман Греф, как ожидается, доложит президенту о результатах поездки в Чечню. У Владимира Путина выбора нет: публично, перед телекамерами, он может лишь поприветствовать активность министра. Однако уже очевидно, что отдав г-ну Грефу «чеченское» поручение, президент решился на достаточно рискованный эксперимент - и над многострадальной республикой, и над близким себе человеком. Хотя министр и сознает, что Чечня лишь «похожа» на декорации голливудского боевика, себя он, видимо, считает «крутым Уокером» и готов достичь хэппи-энда в рамках короткого «экранного времени». Оптимисты считают, что именно подобное настроение и может переломить к лучшему ход чеченских событий.
«Мы собираемся переформатировать федеральную целевую программу восстановления, -- пообещал г-н Греф еще в самолете. - Она будет рассчитываться на три года, до 2006-го». Будет ли одновременно увеличен объем финансирования, министр не сообщил: это станет ясно только после «переформатирования». «Чеченская» ФЦП существует с 2000 года и обновляется раз в два года, сейчас на нее предусмотрено 3,5 млрд руб. в год. Именно МЭРТ является ее заказчиком-координатором. Герман Греф, который с помощью и.о. президента Чечни Сергея Абрамова познакомился с программой прямо по дороге в Грозный, нашел ее негодной: финансирование размазывается по многочисленным объектам, а в результате строится мало и медленно - потому и «с вертолета выглядит ужасно». Чтобы стало лучше, средства, по мысли министра, надо концентрировать на тех стройках, которые можно закончить в ближайшее время. И строить то, что поможет «вдохнуть в жизнь» в чеченскую экономику. Так, чтобы она наконец перестала жить только на федеральных дотациях. «Задачка интересная, технологичная, но не такая уж сложная, -- сказал г-н Греф, прибыв в Чечню, -- ничего смертельного в ней нет».
Оптимизм г-на Грефа слегка убавился после того, как кортеж из полутора десятков «Волг» и пары «Газелей» пронесся по разбитой дороге от ингушской границы до Грозного, а потом по разрушенному городу до комплекса правительственных зданий. Войдя в зал заседаний республиканского правительства, министр сразу предложил главе Федерального дорожного агентства Аркадию Насонову подумать о чеченских дорогах, «по которым все имели удовольствие проехать». По поводу руин министр согласился с президентом: «По телевизору картинка выглядит иначе». По словам г-на Грефа, грозненская площадь Минутка «похожа на декорацию к голливудскому боевику». О том, что боевик в этих декорациях продолжается совсем не понарошку, тут же напомнил Сергей Абрамов, предложив начать решение «интересной и технологичной задачки» с минуты молчания в память о погибшем президенте Кадырове и главе Госсовета Хусейне Исаеве.
Сам г-н Абрамов, как и новый глава Госсовета Таус Джабраилов, вместе с Германом Грефом прилетели из Москвы. В пятницу они ходили в Кремль, где, видимо, обсуждали свою самую свежую идею - снизить конституционный возрастной ценз для выдвижения в президенты 27-летнего Рамзана Кадырова. Инициатива, похоже, не встретила в Кремле горячей поддержки - по крайней мере, больше о ней пока не вспоминали. Сам Рамзан хоть и объявил, что в президенты не рвется, тоже побывал в Москве. Но возвращаться решил по земле - из-за нелюбви к воздушному транспорту. К началу заседания новый вице-премьер опоздал, и новое, двуглавое руководство республики воссоединилось только после перерыва.
Совещание шло в закрытом режиме. Судя по испарине на лицах участников, выходивших в перерыве под неуютный мелкий дождичек, обещанный г-ном Грефом мозговой штурм был жарок. Федеральная делегация штурмовала чеченских руководителей -- и наоборот. Бой затих с общим перевесом в пользу чеченцев. Обрадованный Сергей Абрамов радостно сообщил журналистам, что «за эти несколько часов удалось решить проблемы, которые не могли решить 4 года».
Герман Греф зачитал общий счет. В Чечне будут улучшать банковское обслуживание, строить дороги, создавать автобусный парк и восстанавливать столичный аэропорт. На аэропорт даже вроде бы нашли дополнительные деньги - 10 млн долларов. Кроме того, в Чечне к концу года должна появиться открытая мобильная связь - сейчас там работают только трубки, строго учтенные ФСБ. Еще 40 млн рублей Чечня получит на традиционную телефонизацию.
Вернувшись к более земным и материальным благам, министр обещал оптимизировать для жителей Чечни тарифы на газ и электричество. Платить по нынешним чеченцы все равно не в состоянии. Задолженность республики перед РАО «ЕЭС» и «Газпромом» Герман Греф предложил погасить путем кредитования должников. Кроме того, будет акционирована компания «Чеченгазпром», причем контрольный пакет акций предлагается передать в уставной капитал «Газпрома».
Нефтегазовый комплекс Чечни вообще ждет основательная реформа: дочерней компании «Роснефти», «Грознефтегазу» хотят уменьшить налоговую базу - очевидно, для того, чтобы она активнее делилась доходами с республикой. Остальное нефтяное хозяйство в ближайшие недели инвентаризуют и акционируют.
К 1 июля МЭРТ вместе с чеченским правительством и Минпромэнерго подготовит глобальную схему социально-экономического развития Чечни. Отдельно министерству закажут программу развития чеченской промышленности на ближайшие 3 года. Федеральное строительное агентство должно за две недели инвентаризовать объекты, которые восстанавливаются по федеральной целевой программе и сосредоточить финансирование исключительно на «пусковых» стройплощадках.
До конца инвентаризации финансирование ФЦП должно быть прекращено. Зато потом работа закипит: к 1 июня должны быть готовы схема восстановления Грозного со всеми коммуникациями и вся проектно-сметная документация, а «градостроительная инженерия и участки подготовлены к торгам» -- в город хотят привлечь частные инвестиции. "Положительный пример у нас уже есть, в Грозном сформировался свободный рынок жилья", -- поделился знанием ситуации министр, добавив, что двухкомнатные квартиры в разрушенной столице Чечни стоят 8-12 тысяч долларов. Этот как раз соответствует размеру компенсаций за разрушенное жилье. Правда, как говорят в Грозном, чтобы получить эти деньги, половину нужно отдать чиновникам.
«Пришло время восстановления экономики Чеченской республики, время менеджеров и финансистов», -- резюмировал г-н Греф. На резонный вопрос чеченской прессы, отчего время восстановления пришло только теперь, он ответил: «Каждому овощу свое время». И неопределенно добавил: «Раньше правительство Чечни не могло преодолеть трудности в силу отсутствия нормальной коммуникации с федеральной властью». Была ли гибель Ахмата Кадырова непременным условием для установления такой коммуникации, министр не уточнил, но признал, что она придала федеральному центру определенный импульс. Рамзан Кадыров сказал только, что «если президент обратил внимание, значит, все теперь будет нормально».
Сотрудники Минэкономразвития согласны с чеченским вице-премьером и полагают, что визиты первых лиц, которые на месте знакомятся с ситуацией, действительно могут основательно изменить положение вещей. Визит министра вообще прошел жизнерадостно, в отдельные моменты казалось, что Чечня из груды сплошных развалин вот-вот превратится в одну из бодрых строек первых советских пятилеток. Но некоторые из спутников Германа Грефа, особенно те, кто давно и по роду занятий имеет дело с чеченским восстановлением, этого оптимизма отнюдь не разделяют. По их мнению, реализовать все новые идеи будет трудно, тем более, что пока они носят отнюдь не директивный характер.
Назначенный накануне глава федеральной дирекции по восстановлению Батухан Курбанов опасается, что грозненское заседание закончится как обычно - «пошумят и разойдутся». А идея г-на Грефа о двухнедельном приостановлении финансирования ФЦП кажется ему не совсем своевременной. В этом году по ней и так не получено еще ни копейки. «Нельзя приостановить финансирование, которого нет», -- философски заметил г-н Курбанов.
...На летном поле у полуразбитого здания аэропорта «Северный» министра с утра ждал одинокий мужчина с зонтиком. Усман Ахмаров возглавляет аэропорт уже три года. Кроме него, на предприятии работают еще 365 человек, но никто из них не получает зарплату, и половина ушла в вынужденный отпуск. Усман Ахмаров говорит, что запустить аэропорт можно в любую минуту. Военные как раз накануне полностью освободили здание, полоса почти не нуждается в ремонте, вся необходимая аппаратура - приборы и радары - давно готова к работе, хоть и собрана в «переносном» варианте. Узнав от журналистов про 10 миллионов, которые Герман Греф только что пообещал выделить на чеченские воздушные ворота, директор не удивился. Такие новости доходят до него регулярно, а самолеты так и не летают. Но с самим Германом Грефом Усману Ахмарову пообщаться не пришлось: при появлении министра директора мигом оттеснили в сторону охранники сенатора Умара Джабраилова, сопровождавшего главу МЭРТ в поездке.
Судя по обилию вооруженных бородачей в натовском камуфляже можно было подумать, что аэропорт захватили боевики. Министра эта картина не смутила. Прощаясь с чеченским руководством, он заявил, что «народ в Чечне хороший, надо только ему помочь». К самолету, оставшемуся во Владикавказе, делегация возвращалась на нескольких военных вертолетах. Идя над Чечней, вертолеты «прятались» в складках местности и время от времени отстреливали пиропатроны, чтобы отвлекать ракеты с тепловым наведением. Но мирного настроения министра это, похоже, не испортило. Может быть, он снова подумал о Голливуде.
Иван СУХОВ, Грозный -- Москва