|
|
N°85, 18 мая 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Песнь о мощном Олеге
«15 минут славы» на экранах Москвы
В самом начале фильма Джона Херцфилда «15 минут славы» иной зритель может подумать, что он ошибся залом, перепутал сеанс или пал жертвой халатности киномеханика, поставившего не ту пленку. Потому что вместо обещанного Де Ниро или на худой конец Эдварда Бернса на экране под сладостные разливы «Калинки» появляется самый настоящий Владимир Машков. Правда, все довольно быстро встает на свои места: оказывается, Машков играет чеха-эмигранта, решившего завязать с преступным прошлым и начать честную жизнь нью-йоркского сантехника. Но к нему приходят былые подельники, чех по фамилии Словак (его играет знаменитый чешский театральный актер Карел Роден, поразительно похожий на знаменитого английского актера Роберта Карлайла) и его русский друг Олег Разгул (Олег Тактаров). Выяснив, что перевоспитавшийся сантехник успел до начала новой жизни растратить воровской общак, Словак приходит в ярость и убивает соотечественника, а заодно и его жену, а потом поджигает квартиру, чтобы замести следы. А Олег тем временем фиксирует все это на видеокамеру. Он не расстанется с ней до самого конца -- даже тогда, когда за расследование убийства возьмутся самый знаменитый нью-йоркский сыщик Эдди Флеминг (Де Ниро) и следователь пожарного департамента Джоди Ворсо (Бернс).
Название картины отсылает, ясное дело, к известному изречению Энди Уорхола о том, что когда-нибудь каждый сможет стать знаменитым хотя бы на пятнадцать минут. Словак и Разгул о Уорхоле явно не слыхали, но дошли до этого своим умом, насмотревшись телевизора, на экране которого то и дело мелькают люди, попавшие в самые рейтинговые телешоу только из-за того, что переспали с женой собственного сына, да убийцы, продающие права на экранизацию своих похождений за шестизначные суммы. Вот тут-то увлечение Олега видеосъемкой и оказывается весьма кстати -- хроника настоящего преступления стоит дорого.
Фильм Херцфилда (телевизионщика, несколько лет назад заявившего о себе многофигурным триллером «Два дня в долине») -- фильм вполне себе увлекательный. Раздражает, правда, что за основу в который уж раз взята не самая свежая идея о продажности и беспринципности работников СМИ, которые готовы забыть о морали и нравственности ради эксклюзивного репортажа. Даже если оно так и есть на самом деле, можно было придумать что-нибудь более нетривиальное. Да вдобавок режут глаз некоторые странности: как, например, разбойники-видеолюбители умудрялись ходить с включенной камерой повсюду, от парикмахерского салона до борделя -- это в Америке-то, с ее культом неприкосновенности частной жизни. Но в целом -- смотрибельно. Бернс вполне сносен в роли героя действия, а Де Ниро -- он и есть Де Ниро. Корчит свои неподражаемые гримасы, вполне убедительно обращается с пистолетом, и в который уж раз разговаривает сам с собой перед зеркалом, пародируя свою собственную классическую сцену из скорцезевского «Таксиста». А еще обнаруживает неожиданное знакомство с классикой индийского кино, используя в качестве последнего аргумента в споре беспроигрышную монету с двумя орлами -- совсем как в фильме Рамеша Сиппи «Месть и закон». Но главное открытие «15 минут» -- безусловно, сыгравший Разгула Олег Тактаров. Уроженец Арзамаса-16, в прошлом инструктор по самообороне, двукратный чемпион мира по самбо, а после переезда в Америку звезда боев без правил, он появлялся в американских боевиках и раньше, но чаще всего в эпизодах, эксплуатирующих его внушительную комплекцию и свирепый вид. Теперь Тактарову досталась большая полноценная роль, и справился он с ней блестяще. Его Разгул кажется не просто горой мышц, разговаривающей с акцентом, но вполне живым и в чем-то даже симпатичным субъектом. Он, конечно, преступник, но хотя бы не убийца (всю кровавую работу берет на себя Словак). Он вполне по-детски увлечен возможностями своей камеры, которая позволяет раскладывать изображение на квадратики или использовать эффект соляризации. И если его куда более негодяистый приятель хочет в первую очередь очень много денег, то Олег заинтересован в том, чтобы его признали как кинорежиссера, творца, автора. И не случайно в финале, когда камера в последний раз выпадает из его рук, на экране появляется титр, о котором бандит мечтал всю свою непутевую жизнь: «Фильм Олега Разгула».
Точно так же можно отрекомендовать и весь фильм в целом. Для Де Ниро «15 минут» стали еще одним не самым увесистым кирпичиком в стене бесконечных съемок. Для Тактарова -- безусловным триумфом. Хочется надеяться, что теперь его голливудская известность продлится куда дольше четверти часа.
Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ