|
|
N°81, 14 мая 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
День Победы
Мосгорсуд амнистировал бывшего чиновника Минфина
Приговоренные за мошенничество к пяти годам лишения свободы бывший глава департамента Минфина Валерий Костырко и экс-вице-президент Банка развития предпринимательства (БРП) Андрей Кирин снова оказались на свободе. Вчера президиум Мосгорсуда снизил им срок заключения до трех лет, а потом применил акт амнистии, объявленной в честь 59-летия победы в Великой Отечественной войне.
Г-да Костырко и Кирин обвинялись в хищении 189 млн 538 тыс. руб., предназначавшихся для целевого финансирования федеральных целевых программ «Жилище». Деньги должны были идти на строительство жилья для лиц, покидающих районы Крайнего Севера, а также строительство метрополитенов на территории России. В ходе следствия было установлено, что Валерий Костырко, будучи начальником департамента инвестиций Минфина, с июня по декабрь 1997 года вместе со своим зятем, вице-президентом БРП Андреем Кириным разработал схему похищения бюджетных средств.
Счета значительной части получателей средств по федеральным программам -- Красноярского края, Чукотки, Московского и Санкт-Петербургского метрополитенов -- по распоряжению г-на Костырко были открыты именно в БРП. По версии обвинения, под видом взаимозачетов между федеральным бюджетом, бюджетополучателями и строительными подрядчиками средства проводились через счета БРП, где часть из них незаконно переходила в активы банка. По аналогичной схеме осуществлялся увод средств, предназначенных для финансирования строительства метрополитена в Москве и Санкт-Петербурге. Поначалу следователи Генпрокуратуры заподозрили в причастности к хищениям бывшего вице-губернатора Красноярского края Владимира Кузьмина и экс-начальника Главного управления федерального казначейства (ГУФК) Минфина Александра Смирнова. Но в 1999 году в банке и Минфине Генпрокуратура провела выемки, которые показали, что 330 млн руб. пропали именно после того, как "программные" деньги поступали в БРП. После этого обвинения с других чиновников сняли, а Костырко и Кирина арестовали. В конце декабря 2003 года Таганский райсуд Москвы признал их виновными в мошенничестве. В феврале 2004 года Мосгорсуд по настоянию защиты снизил срок до четырех лет, но адвокаты снова подали жалобу -- уже в президиум Мосгорсуда.
«Решение президиума, конечно, следует считать достижением -- одно дело, когда люди в тюрьме сидят, и совсем другое, когда они на свободе», -- заявил газете «Время новостей» адвокат Борис Кузнецов. Тем не менее он намерен добиваться в Верховном суде полного оправдания своих подзащитных. Адвокат уверен, что никакого хищения госсредств не было, а потому судебные решения по делу Костырко и Кирина незаконны.
В своей жалобе г-н Кузнецов указал, в частности, что «представители субъектов РФ, Московского и Санкт-Петербургского метрополитенов, признанные потерпевшими вопреки их воле, таковыми себя не признали и заявили, что средства из региональных бюджетов, а также из бюджетов метрополитенов не изымались, а были направлены на погашение кредиторской задолженности перед подрядчиками».
Он также обратил внимание на то, что договоры о переуступке долга, с помощью которых, по версии следствия, и осуществлялся увод средств, подписывались банками и подрядчиками в законном порядке, сами подрядчики никаких заявлений о хищении не подавали, потерпевшими по делу не проходили, и хищение средств у них Кирину и Костырко в вину не вменялось. БРП просто предоставлял беспроцентные кредиты тем предприятиям в регионах, у которых существовала задолженность по налогам. А те в свою очередь выплачивали налоги, которые и шли целевым назначением на погашение задолженности по финансированию этих программ, пояснил адвокат.
Екатерина БУТОРИНА