|
|
N°81, 14 мая 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Прогресс-Гарант» -- самостоятельно развивающаяся компания»
В апреле один из крупнейших отечественных страхователей, «Прогресс-Гарант», сменил акционеров. Если в начале года таковыми значились МФО «МЕНАТЕП», ЮКОС и кипрская компания Lex-Casta Enterprises Ltd., то в настоящее время из числа старых учредителей свою долю сохранила только последняя. О смене владельцев СК «Прогресс-Гарант», входящей в состав страховой группы «Прогресс», а также о нынешнем положении компании газете «Время новостей» рассказал президент группы Олег ПЯТАКОВ.
-- Олег Анатольевич, что означает смена акционеров?
-- После отделения бизнеса «Прогресс-Гаранта» от бизнеса прежних учредителей юридическое обособление компаний вполне логично. Доля ЮКОСа была выкуплена страховым обществом «Прогресс», а МФО «МЕНАТЕП» уступило свой пакет консалтинговой группе «Бизнес и право». И сегодня «Прогресс-Гарант» -- рыночно ориентированная, самостоятельно развивающаяся компания.
-- И все же «Прогресс-Гарант» так или иначе ассоциировался со своими учредителями. ЮКОС остался клиентом вашей компании?
-- ЮКОС -- огромная компания. О том, что у них страхуется ЮКОС, могут сказать еще с десяток страховщиков. В свою очередь, «Прогресс-Гарант» имеет договоры с другими нефтяными компаниями. ЮКОС по-прежнему продолжает оставаться нашим клиентом, но в последние два года нас связывали исключительно рыночные отношения. Средства на страхование распределялись ЮКОСом через тендеры, в которых участвовали и другие страховщики. Принцип «есть «Прогресс», и все» не работал. Мы ведь не занимались страхованием ради страхования, принимали участие только в тех тендерах, которые были нам интересны.
-- Проблемы с прежними акционерами сказались на развитии компании?
-- Ставить вопрос так не вполне корректно. Речь идет не о проблемах с акционерами, а о проблемах акционеров, которые прямо или косвенно сказались на компаниях, связанных с ними. Трудности возникли не в плоскости административного или силового давления, а скорее в области отношений с клиентами. Многие из них были серьезно озабочены. Им приходилось объяснять, что компании независимы, в том числе и юридически, друг от друга, что страховая группа -- это самостоятельная структура.
-- Как происходило разделение бизнеса «Прогресс-Гаранта» и прежних учредителей?
-- Два года назад «Прогресс-Гарант» оказался в центре корпоративного скандала, связанного со сменой менеджмента компании. Смена менеджмента -- болезнь для любой компании. Для нас она усугубилась тем, что было возбуждено уголовное дело в отношении предшествующих руководителей. Эти события, будучи на слуху, нанесли ощутимый удар компании. Она оказалась в сложной ситуации, из которой, по моему мнению, достойно вышла. Я благодарен и сотрудникам, и клиентам за правильное понимание ситуации: "Прогресс-Гарант" как таковой был вне скандала, который проходил на уровне работодателей и бывших сотрудников.
-- Почему в течение следующего года от «Прогресс-Гаранта» практически не поступало новостей?
-- Мы перестраивали компанию в состоянии текущего скандала. Нами была выработана четкая стратегия: прежде всего разобраться с состоянием дел и навести порядок. Сегодня, когда основная работа завершена и приносит видимые результаты, стало очевидно, что компания имеет высокие позиции. К ее услугам опять стали прибегать страхователи, и мы снова начали рекламную кампанию.
-- Что конкретно изменилось с того времени?
-- Проще сказать, что осталось. Осталось название. Полностью поменялась стратегия. Сейчас "Прогресс-Гарант» -- новая компания с новой командой, с новой философией, новым отношением к работе и даже новым брендом. Акционеры вместе с менеджментом приняли решение о том, что «Прогресс-Гарант» должен стать рыночным и самостоятельным. Компания, обслуживающая одного, хоть и большого клиента, принимает на себя значительный риск: он уходит -- образуется брешь. В прошлом году мы провели серьезную работу по диверсификации деятельности: селекция страхового портфеля, отказ от убыточных договоров, пересмотр тарифной и продуктовой политики привели к тому, что убыточность и выплаты снизились более чем в четыре раза, при этом прибыльность значительно возросла. Если в 2002 году выплаты составляли более 90% сборов и компания фактически работала в убыток, то в 2003-м эта цифра -- менее 50%. В рамках группы мы развиваем практически все виды страхования. Другое дело, что одни из них менее выгодны экономически, но более востребованы населением, а другие -- более экономически интересны, но менее востребованы. Что касается портфеля СГ «Прогресс», то его структура сбалансирована. Более 60% объема портфеля «Прогресс-Гаранта» -- это страхование имущества, чуть более 1% -- ОСАГО. Портфель СО «Прогресс» на 100% составляет страхование жизни.
-- Недавно агентство «Росбизнесконсалтинг» опубликовало рейтинг 150 крупнейших страховщиков России. Однако в их числе СК «Прогресс-Гарант» отсутствует.
-- Крупнейшие компании являются таковыми независимо от того, включены они в рейтинги или нет. Их место на рынке определяется достигнутыми показателями. С точки зрения раскрытия юридической и финансовой информации СК «Прогресс-Гарант» является абсолютно открытой компанией. Предоставление же данных для рейтинговых агентств -- дело абсолютно добровольное, каждая компания сама для себя решает, делать это или нет. Для нас, компании, которая уже не первый год проводит аудит в «большой четвертке», как по российским стандартам, так и по МСФО, полезным рейтингом является тот, который присвоен авторитетной в этой сфере организацией.
Если характеризовать нашу компанию в категориях «открытость--закрытость», то она открыта для клиентов, сотрудников, акционеров, партнеров и надзорных органов. Если рассуждать в категориях «публичность--непубличность», мы не то чтобы непубличная компания, просто мы менее публичны, чем другие. Страховая компания -- финансовое учреждение, а деньги, как известно, любят тишину.
-- Какое все же место, по вашему мнению, СК «Прогресс-Гарант» занимает на рынке?
-- Мне кажется, что цивилизованный и понятный рейтинговый бизнес в страховой России только в начале своего пути. Поэтому логично, наверное, говорить не о рейтинге (методик его определения достаточно много), а о качественных и количественных показателях компании. Опираться только на валовой показатель оборотов не вполне корректно. Это важный индикатор, но в последние годы его значение девальвировалось наличием различных схем. Основным же критерием здорового развития компании является прибыль. По нашей оценке, основанной на МСФО, мы входим в первую пятерку. И на сегодняшний день я не знаю, есть ли еще одна компания, которая после полутора проблемных лет продолжает работу так же успешно.
Беседовал Игорь ПОЛИЩУК