|
|
N°85, 18 мая 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Хавьер Солана: «Мы хотим быть прозрачными для русских друзей»
Вчера в Москве прошел очередной саммит ЕС-Россия. Во время его работы на вопросы корреспондента газеты «Время новостей» Екатерины ЛАБЕЦКОЙ ответил верховный представитель ЕС по внешней политике и политике безопасности Хавьер СОЛАНА.
-- В период председательства Швеции в Евросоюзе диалог между ЕС и Россией был весьма интенсивным. Продолжится ли такое взаимодействие и в период следующего председателя ЕС?
-- Действительно, за последние шесть месяцев шведского председательства в ЕС сотрудничество шло интенсивно, но это норма. Ведь речь идет о политике ЕС, а не о политике председательствующей страны. Внешняя политика ЕС направлена на стратегическое партнерство с Россией, и она продолжится в любом случае.
-- Россию очень беспокоит расширение ЕС, прежде всего из-за проблемы Калининграда.
-- Очень важно понимать, что расширение ЕС выгодно и для европейцев, и для России. У ваших границ расширяется рынок, стабильный рынок. Расширение ЕС должно рассматриваться Россией как правильный шаг в развитии сотрудничества, выгодного обеим сторонам. Калининград -- это часть вашей страны, таким он останется и после расширения ЕС. Мы можем гарантировать, что между Россией, Калининградом и ЕС будет хорошее сотрудничество. Оно технологически возможно и взаимовыгодно.
-- Возможно ли взаимодействие России и ЕС в сфере общей европейской политики безопасности и обороны?
-- На саммите в декабре 1999 года ЕС решил взять на себя все необходимые элементы кризисного менеджмента, включая военные. Что касается сотрудничества с Россией, то у нас уже есть опыт по урегулированию кризисов в Боснии и Косове. И мы хотели бы учредить механизм для такого сотрудничества. Конечно, в полном объеме мы будем готовы в 2003 году, когда будут решены все вопросы внутри ЕС, но, готовясь к этому, мы хотим быть в известной степени прозрачными для русских друзей. С тем, чтобы к моменту готовности они хорошо знали уровень наших возможностей. Мы хотели бы сотрудничать как по военным, так и по гражданским аспектам кризисного менеджмента.
-- Кстати, о кризисном менеджменте. Похоже, западное сообщество, начиная операцию НАТО против Югославии, неправильно поняло суть албанского национализма, и теперь мир на грани новой войны.
-- Нельзя сказать, что НАТО открыло своей операцией ящик Пандоры. Это началось раньше, десять лет назад, из-за этого погибло очень много людей. И есть ответственные за это. Конечно, на Балканах и сегодня существуют проблемы. Но мы не должны рассматривать их как начало проблем, это приближение конца проблем.
-- Между тем налицо взаимодействие между бывшей «Освободительной армией Косова» и «Освободительной национальной армией Македонии». Не поэтому ли НАТО решило ликвидировать буферную зону? Кстати, многие опасаются, что вхождение югославской армии 24 мая в буферную зону спровоцирует обострение военных действий на Балканах.
-- Кумановское соглашение между НАТО и СРЮ предусматривало ликвидацию наземной зоны безопасности по мере стабилизации ситуации в Косово. Эта зона не должна существовать вечно. Не думаю, что 24 мая станет началом нового вооруженного противостояния.
-- Правильно ли я поняла, что вы с оптимизмом смотрите на будущее Балкан?
-- Нет. Оптимизм -- слишком сильное слово. Я реалист. Мы должны хорошенько потрудиться, чтобы улучшить ситуацию на Балканах.
-- Вас как верховного представителя по политике безопасности не смущают планы США по развертыванию национальной ПРО?
-- Аналитики США, работающие над концепцией ядерного сдерживания в ХХI веке, начали консультации со многими странами. Мы приветствуем диалог. Настрой европейцев -- реально разобраться в американском предложении и на основании этого принять решение.
-- Одной из угроз, от которой США намерены защищаться при помощи ПРО, названа Северная Корея. Вы совсем недавно были в Пхеньяне, и Ким Чен Ир пообещал делегации ЕС мораторий до 2003 года на ракетные испытания.
-- Да, в Корее мы обсудили вопросы безопасности, и Ким Чен Ир сам заявил о решении продлить до 2003 года мораторий на ракетные испытания. Но он не обещал прекратить торговлю ракетами и начать сотрудничество с МАГАТЭ. А ведь программа мирного развития ядерной энергетики (KEDO) в известной мере предполагает такое сотрудничество. Но состоится ли диалог по ракетам между Северной Кореей и США? К будущему месяцу американцы должны закончить выработку своей позиции, тогда и посмотрим, что будет.
-- Возможно сотрудничество ЕС и России на корейском направлении?
-- Мы можем сотрудничать по гуманитарным аспектам. Но по стратегическим вопросам нужен диалог между Северной Кореей и США.
Беседовала Екатерина ЛАБЕЦКАЯ