|
|
N°80, 13 мая 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Шейх Юсеф Кардави: «У мусульман есть враги, и нам надо объединяться. Иначе -- революция»
Самый известный и авторитетный сегодня мусульманский теолог и проповедник -- это живущий в Катаре египетский шейх Юсеф КАРДАВИ. Многие считают его идеологом могущественной организации «Братья-мусульмане», ячейки которой разбросаны по всему миру. Кардави крайне редко общается с журналистами. Иногда 78-летний ученый читает проповеди в мечетях. В одной из них он осудил убийство 13 февраля в Катаре своего знакомого Зелимхана Яндарбиева. Последняя проповедь Юсефа Кардави в центральной мечети катарской столицы Дохи была посвящена проблеме Палестины. Кроме того, шейх подверг критике тех, кто повышает цены на аренду и продажу квартир, объявив это грехом стяжательства. Обозреватель газеты «Время новостей» Елена СУПОНИНА с большим трудом уговорила знаменитого мусульманского теоретика впервые дать интервью российскому изданию.
-- Шейх Юсеф Кардави, сайты чеченских сепаратистов утверждают, что вы издали новую фетву (религиозное постановление) в отношении событий на Северном Кавказе. Правда ли это?
-- Где это такое было опубликовано?
-- Одна из московских газет, «Коммерсант», заявила, что вы снова решительно поддержали сепаратистов...
-- Странно. У меня ничего такого не было в последнее время. Если у меня и было заявление на чеченскую тему, то несколько лет назад. Но это, собственно, и не фетва была, а просто мое мнение. Я тогда напомнил, что мир все же поддержал независимость Восточного Тимора от Индонезии. (Жители Восточного Тимора высказались за самостоятельность на референдуме 1999 года, а в мае 2002 года их независимость была признана международным сообществом. -- Ред.) Так почему не распространить это правило на остальных? Жители Тимора не могли ужиться с индонезийцами и отделились. Почему не рассмотреть такое же требование чеченцев? Зачем отвечать на него жестокостью? Тем более, и язык у них другой, чем у русских, и религия. Требование народов, добивающихся права на самоопределение, надо уважать. И обсуждать. Вероятно, возможны особые формы сосуществования -- что-то вроде федерации или конфедерации.
-- То есть вы признаете, что стороны могут договориться?
-- Вполне возможно. Чеченцы могли бы получить больше самостоятельности, на грани независимости, но при сохранении тесных связей с Россией.
-- Вы были знакомы с лидером чеченских сепаратистов Зелимханом Яндарбиевым, убитым 13 февраля в Катаре. Следите ли вы за судом над двумя россиянами, обвиняемыми в причастности к убийству?
-- Я, конечно, знал этого человека, поскольку он жил в Катаре как беженец. Это был спокойный, достойный человек. Его убийство стало для нас неожиданностью. В такой тихой стране, как Катар, ничего подобного не случалось десятки лет. И мы в Катаре осуждаем это убийство, равно как и убийство его политических противников. Этим делом занимается суд, пусть он и решает. Хотя процесс, к сожалению, довольно закрытый.
-- Вы не допускаете, что это американцы перевели стрелки на русских? В Москве есть такое мнение...
-- Да нет. Скорее вот эти двое русских, которых судят, они и есть... но пусть суд решит, как оно на деле. Вообще же я против убийств. Убийство незаконно и противоестественно. Поэтому я сразу осудил события 11 сентября 2001 года в США. Нельзя убивать невинных мирных жителей, превращать их в средство войны. Из гражданских самолетов сделали ракеты. Никто не вправе поступать так с людьми. Хотя на самом деле мы не знаем, кто стоит за этими атаками.
-- А что вы думаете об организации «Аль-Каида», возглавляемой Усамой Бен Ладеном?
-- Я осуждаю такую деятельность. Хотя я вижу, почему мусульманские парни идут в такие организации. Ежедневно американцы и сионисты убивают мусульман в Палестине, в Ираке, во всем мусульманском мире. Американцы оправдывают все, что делает Израиль. Когда Совбез ООН попытался осудить убийство шейха Ахмада Ясина (духовный лидер палестинской организации ХАМАС, убитый израильтянами 22 марта. -- Ред.), то американцы тут же пригрозили правом вето. Америка -- вот кто ответственен за преступления Израиля. Крайне правые американские протестанты, подобные Бушу, нашли общий язык с сионистами. Они религиозные фанатики-экстремисты, апеллирующие к Господу и не сомневающиеся ни в чем. Многие мусульмане спрашивают, а что делать, если нельзя договориться, если нас унижают и уничтожают? Ничего не помогает, кроме меча. Вот такая логика у этих людей.
-- Разрешен ли в таких условиях мусульманам джихад -- священная война?
-- Война для самозащиты, для защиты своих домов, семей, земли -- всегда законна. Мусульмане в Палестине или в Ираке должны защищать себя от агрессоров. Это естественно. Когда в тело человека проникает чужеродный вирус, то миллионы клеток бросаются на борьбу с ним.
-- В российском Интернете есть ссылки на то, что год назад вы увидели необычный сон, о котором впоследствии рассказывали. Вы увидели пророка Мухаммада, который сказал, что на Земле сейчас есть только пять истинных мусульман. И среди них даже не вы, а Усама Бен Ладен.
-- Ложь чистой воды. Я ее сразу осудил. Кто только это придумывает, непонятно. Не видел я пророка Мухаммада, мир и благословение ему. И я не из тех, кто говорит подобные вещи.
-- На Северном Кавказе распространилось зародившееся на Аравийском полуострове движение ваххабизма. Это течение ислама вошло в противоречие с традиционным на Кавказе учением суфизма. Президент Чечни Ахмат Кадыров боролся с ваххабитами, считая их злом. Как реагировать на ваххабизм мусульманам России?
-- Я сторонник золотой середины. Не надо склоняться к какому-то направлению, да еще рьяно отвергая другие течения. Негоже ваххабиту или салафиту слепо преследовать суфиев, и наоборот. Не это главное, а то, добродетелен ли этот мусульманин или нет. Есть пять столпов исламской веры, их надо придерживаться. Это шахада (признание, что нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммад пророк Его. -- Ред.), молитва, закят (отчисления в пользу нуждающихся. -- Ред.). Еще пост в месяц Рамадан и паломничество (в Мекку и Медину. -- Ред.). Истинен лишь путь добродетелей. Надо быть искренними, надежными, храбрыми, щедрыми. Бороться с пороками, в их числе прелюбодеяние, преступление убийства, употребление спиртного и наркотиков, воровство, взяточничество. На этом надо воспитывать мусульман. И не нужно вдаваться в подробности, разделяющие правоверных. У суфиев можно взять лучшее: их опыт очищения и совершенствования, например. Мусульмане должны выстроить праведные отношения с Богом, с самими собой, с окружающими. Очистите помыслы, сердца, слова от обмана, деяния от тщеты, а поклонение Господу от лицемерия. Следуйте по пути Аллаха, то есть ведите праведный образ жизни.
Мусульмане -- это образец для подражания другим людям. Поначалу мусульмане распространяли ислам не мечом, как некоторые считают, а добрыми поступками и высокими моральными качествами. Ведите джихад души, то есть очищайте ее, чтобы она приготовилась к близости Господа и смогла войти в рай.
-- 20 апреля в России официально была запрещена к продаже и распространению книга «Единобожие» («Тавхид»), написанная в ХVIII веке идеологом ваххабизма саудовцем Мухаммадом ибн Абдель-Ваххабом. Как вы это расцениваете?
-- Нельзя к таким вещам подходить с административными методами. К чему конфискация книг, запреты? Ученые должны рассказывать людям, что правильно, что нет. Должна быть просветительская работа. Надо сотрудничать в том, что объединяет, и прощать друг другу то, что разъединяет. Люди не могут быть едины во всем. Но надо вести диалог и уметь прощать.
-- Но эта книга вредна?
-- Нет в ней ничего вредного. Книга «Единобожие» шейха Мухаммада ибн Абдель-Ваххаба совсем невредна. В Катаре, где я живу, по этой книге учатся. Она призывает к борьбе с суевериями и ересями, когда люди поклоняются камням или деревьям, что не имеет отношения к исламу. Но надо отдавать отчет, что это же XVIII век! Поэтому в нашем университете мы заменили ее другой учебной книгой по Единобожию, составленной мною вместе с другими учеными. Эта книга написана современным, доступным языком.
-- Что вы думаете о заявленном в прошлом году намерении президента Путина добиться вступления России в Организацию Исламская конференция (ОИК)?
-- В России много мусульман, более 20 миллионов. Но Россия должна заслужить права членства в ОИК, доказав свое внимание к ним. Пользуются ли мусульмане у вас всеми правами? Я был несколько лет назад в Москве, и мусульмане мне жаловались, что не хватает мечетей, учителей, что они ущемлены в правах.
-- Вы египтянин, хотя живете в Катаре. У вас были проблемы с властями Египта?
-- Я приехал в Катар в 1961 году, живу в Дохе 43 года. Приехал добровольно. Но сразу после этого -- это было правление Гамаля Абдель Насера -- организация «Братья-мусульмане» подверглась в Египте притеснениям. (Кардави считается одним из ее идеологов. -- Ред.) Поэтому я не стал возвращаться. Но потом все наладилось, я езжу в Египет, читаю там лекции, там издаются мои книги.
-- То есть система правления в Египте и в других арабских странах уже не нуждается в исправлении? Ведь к этому призывал другой идеолог «Братьев-мусульман», Сейид Аль-Кутб? Он, кстати, был повешен в Египте после долгих лет тюрьмы в августе 1966 года.
-- Арабские страны, да и вообще исламский мир, нуждаются в исправлении. Нет совершенства на Земле. Мы призываем к обновлению. Но мы сегодня не следуем всему, чему учил шейх Аль-Кутб, царство ему небесное. В его взглядах на общество были преувеличения. Но реформы нужны. И они не будут успешными, если в мусульманских странах ислам на деле не станет основой жизни. Иначе мы будем все так же кружить, так и не дойдя до истины. Ведь реформы нужно начинать с самих себя. А это возможно только на основе веры и нравственности. Я призываю к примирению всех патриотических сил в исламском мире -- между суннитами и шиитами, националистами и исламистами, правителями и управляемыми. Надо преодолеть эти пропасти, чтобы спастись от настоящих угроз -- от наших врагов и от кризисов, экономических, политических. Для этого надо объединиться на основе добродетели и очищения.
-- Шейх Кардави, но это же идеализм! Разве возможно преодолеть пропасть между правителями и подданными иначе, чем путем революции!
-- Исламская нация переживает кризис. А в кризисе необходимо идти на уступки, на компромиссы. Это должны сделать и правители, и подданные, все разумные люди. У мусульман есть враги, и нам надо объединяться. Иначе действительно не будет другого выхода, кроме революции, а она будет неукротима, она принесет анархию, и только Аллаху ведомо, когда это кончится. Все, кто понимает это, должны возглавить процесс объединения.
Адвокаты россиян нашли свидетелей их невиновности
Сегодня в 10 часов по московскому времени в катарской столице Дохе возобновится судебный процесс над двумя российскими разведчиками Яблочковым и Богачевым, которых обвиняют в причастности к убийству 13 февраля лидера чеченских сепаратистов Зелимхана Яндарбиева. Как стало известно газете «Время новостей» из надежных дипломатических источников, сегодняшнее заседание будет посвящено опросу двух свидетелей, которых нашли адвокаты россиян. Точно известно, что эти свидетели -- не россияне. По некоторым данным, это либо арабы, либо работающие в Катаре выходцы из Индии. Во всяком случае они могут предоставить факты, говорящие в пользу непричастности россиян к ликвидации Яндарбиева.
Традиционно на заседании будет присутствовать консул посольства России в Катаре Максим Максимов. Вопреки появившимся в российской печати слухам, он не входит в число свидетелей защиты. Консул неоднократно навещал разведчиков в тюрьме, приносил им книги, газеты и сигареты. Во время этих посещений он замечал на заключенных следы побоев. Однако свидетельствовать на суде об этом он не вправе, поскольку как представитель российского посольства считается лицом заинтересованным.
Опрос свидетелей защиты продлится день-два. До этого в течение последних трех недель шел опрос свидетелей обвинения -- их оказалось 13 человек, и все они сотрудники полиции и спецслужб Катара. Как только опрос всех свидетелей завершится, будет объявлен перерыв на одну или две недели, в зависимости от решения суда. И только после этого состоится серия итоговых заседаний.
Беседовала Елена СУПОНИНА