|
|
N°81, 14 мая 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Будем выпутываться
В Москве продолжатся смотры новой музыки
В субботу вечером в ГДРЗ на Малой Никитской (там, где раньше проходили «Альтернативы») откроется уже второй на этой неделе фестиваль новой музыки: чуть-чуть наложившись на «Альтернативу», «Длинные руки» продлятся с 15 по 19 мая. Круг авторов и исполнителей очевиден для тех, кто знаком с деятельностью лейбла «Длинные руки рекордс», придуманного Сергеем Курехиным незадолго до смерти и осуществленного теперь покойным Николаем Дмитриевым. За несколько лет на LongArms records вышло около трех десятков релизов некоммерческой новой музыки.
Перечень имен выразителен и строг: Антон Батагов, Владимир Мартынов, Павел Карманов, Сергей Загний, ансамбль Татьяны Гринденко «Опус пост», хор «Алконост» и другие объединены не только участием в раритетных длинноруких изданиях, но и родственными взглядами на музыку, публику, инновации и проч. Последние годы, что принято считать кризисными для местной некоммерческой музыки (ее скупые и выразительные проявления концентрировались вокруг «Дома» и пары звукозаписывающих компаний), все они редко бывали вместе. Теперь концертная серия «Длинных рук», спланированная Николаем Дмитриевым, объединит новоакадемические усилия в картину небольшого мира, выполненную в строгом стиле и наполненную мечтами, радостями и печалями.
Антон Батагов, много лет не появлявшийся на публике, будет опровергать ключевые идеи европейской музыки (Symphony.ru) и выпутывать душу, обманутую иллюзией материального существования, воссоздавая и озвучивая пропорции пифагорейского тетраксиса («Тетраксис»). Владимир Мартынов снова улизнет из лап «произведения-вещи» в «музыку-ритуал-поток» и воссоздаст древний ритуал погребения, включающий оплакивание, сожжение и игры («Илиада», написанная для театра Анатолия Васильева). В другой день он попытается создать «резонанс между нами и утраченными нами сферами бытия»: «новое сакральное пространство» будет строиться из фрагментов старой сакральности, разъятых и собранных заново григорианских богородичных антифонов.
Близкий друг и коллега Мартынова по поискам выхода из авангардистских тупиков и вовлечению в музыкальные концепции давних языков рижанин Георг Пелецис дважды будет представлять саму музыку как форму радости. Первый раз -- когда озвучит последние, мало востребованные культурой радостные слова Откровения Иоанна Богослова. Второй -- когда представит переложенную на музыку свою регулярную дружескую «Встречу с Вл. Мартыновым».
Игорь Кефалиди станет доставать из электроакустических материй новейшие, невиданные звучания, как будто бы опровергая идею конца авангарда. Павел Карманов вспомнит о быстрой езде с автогонщицей и скрипачкой Татьяной Гринденко, вытащит из небытия купюры моцартовского Реквиема и помянет Колю Дмитриева. Композитор и гитарист Пол Дрешер обрисует свое видение классического струнного квартета, на его взгляд, способного конкурировать с неклассическим и неевропейским музицированием. Очень известный венгерский постминималист Тибор Сэмзе будет напевать Людвига Виттгенштейна как колыбельную, а потом путешествовать по Кубе и Японии, мурлыча под нос то виттгенштейновский фортепианный этюд, то что-то еще более простое и чудесное. А Сергей Загний, слышащий и записывающий неизвестную музыку Баха, наверняка расскажет звуками о строгом концептуализме и магии структур.
Поклонникам изящных музыкальных художеств советуем переселиться в ГДРЗ. На этом фестивальные будни не кончатся. Следом за «Длинными руками» в «Доме» откроется, вы не поверите, третий подряд новомузыкальный проект -- «Фестиваль Николая Александровича Дмитриева» соберет, кажется, почти всех, кто когда-либо выходил на домовскую сцену. И может быть, новой музыке теперь просто не будет конца. То ли кризис закончился, то ли кризисная пятилетка рассказывает о себе как об одной из самых важных в новой истории.
Юлия БЕДЕРОВА