|
|
N°79, 12 мая 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Враг. Друг. Герой
Политический путь Ахмата Кадырова
Как и большинство действующих чеченских политиков, Ахмат Кадыров родился в ссылке, в Казахстане, куда все его соплеменники -- а с ними и еще три северокавказских народа -- были депортированы по приказу Сталина в 1944 году. Вернуться на Кавказ, в родовое село Центорой, семья Кадырова смогла только после хрущевской реабилитации -- в 1957 году. Будущему президенту Чечни тогда было шесть лет.
После школы Ахмат Кадыров освоил ремесло комбайнера и два года проработал в рисоводческом совхозе «Новогрозненский». Но работать в сельском хозяйстве Чечни было занятием неприбыльным. Кроме сельского хозяйства была еще нефтедобыча и нефтепереработка, но этническим чеченцам непросто было получить даже профильное образование. Поэтому большинство молодых мужчин уезжало из Чечни на заработки, в основном шабашить на стройках. Ахмат Кадыров девять лет шабашил в российском Нечерноземье и в Сибири.
В это время у него возник интерес к исламу, и в 1981 году он поступил в бухарское медресе Мир-Араб, а затем в Исламский институт в Ташкенте. Образование позволило ему в 1986 году вернуться домой и стать заместителем имама Гудермесской соборной мечети.
В этой должности его застали бурные события конца 80-х годов прошлого века: в Чечне начиналось национально-демократическое движение, которое довольно быстро вылилось в радикальный сепаратизм. Рост этнического самосознания у чеченцев сопровождался всплеском интереса к традиционной религии -- суфийскому исламу. Ахмат Кадыров, семья которого в прежние годы уже дала Чечне нескольких духовных лидеров, точно уловил это настроение.
В 1989 году он открывает первый на Северном Кавказе Исламский институт и остается его ректором до начала 1-й чеченской войны в 1994 году. В 1990 году Ахмат Кадыров уехал в Иорданию, чтобы изучать в Амманском университете шариатское право. Но когда в Грозном началась революция, учебу пришлось прервать: чутье подсказало Кадырову, что в такой момент надо быть в центре бурных политических событий.
Возвращение оказалось весьма своевременным для карьеры. В 1993 году он становится заместителем муфтия Чечни, а в сентябре 1994 года, накануне войны с Россией, -- исполняющим обязанности муфтия республики. В 1995 году, в разгар войны, на собрании духовенства в Ведено он окончательно становится главой чеченского духовного управления мусульман. Борьбу против России и российских войск муфтий Кадыров объявляет газаватом -- священной войной против неверных и сам принимает участие в боевых действиях. После Хасавюртовского мира и победы Аслана Масхадова на выборах президента Ичкерии муфтий отправляется вместе с ним в хадж в Саудовскую Аравию -- позже он повторит этот вояж, но уже в качестве президента Чечни.
В 1998 году отношения между Масхадовым и Кадыровым начали стремительно портиться: муфтий был убежденным противником ваххабизма, в то время как Масхадов почти ничего не делал для того, чтобы ограничить растущее влияние фундаменталистов. Вместе с другими противниками ваххабитов, братьями Ямадаевыми, Ахмат Кадыров засел в Гудермесе, окрестности которого превратились в сепаратистский анклав внутри сепаратистской республики. Когда Шамиль Басаев и эмир Хаттаб вмешались в дагестанские события, Кадыров резко осудил их действия и выступил против Масхадова, который не смог вовремя остановить боевиков, надеясь избежать войны внутри Чечни. В ответ Масхадов объявил Кадырова врагом чеченского народа и снял его с должности. За его голову боевиками была назначена награда в 100 тыс. долл., началась бесконечная череда покушений, точное количество которых, по словам Ахмата Кадырова, не было известно даже ему самому.
К этому моменту Кадыров уже очевидно начал играть собственную политическую партию. Осенью 1999 года он вместе с братьями Ямадаевыми сдал российской армии второй по величине город Чечни Гудермес и стал активно сотрудничать с новой российской администрацией. 12 июня 2000 года Владимир Путин назначил Ахмата Кадырова главой временной администрации Чеченской Республики. Вскоре после этого он окончательно сложил с себя духовные полномочия и целиком посвятил себя политике, стараясь сформировать в республике эффективную «штатскую» власть, ограничить всесилие военных и взять под свой контроль максимум местных ресурсов.
В 2002 году появляется кадыровский проект конституции Чечни, по которому республика навсегда становится частью России. В марте 2003 года эта конституция принимается на референдуме, а 5 октября 2003 года Ахмата Кадырова избирают первым президентом Чечни.
В 2001 году Ахмат Кадыров был награжден орденом Дружбы народов. 11 мая 2004 года он посмертно стал Героем России.
СБ ООН осудил теракт в Чечне
Совет Безопасности ООН и Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан в понедельник выступили с осуждением воскресного теракта в Грозном. В официальном заявлении, принятом по инициативе России, Совбез ООН «безоговорочно осуждает взрыв бомбы, осуществленный террористами», и «вновь подтверждает, что терроризм во всех его формах и проявлениях представляет собой одну из самых серьезных угроз международному миру и безопасности». Члены Совета Безопасности самым решительным образом осудили «тех, кто совершил это ужасное злодеяние, направленное против невинных людей, находившихся на стадионе во время празднования Дня Победы -- самого торжественного национального праздника в Российской Федерации». «Мы осуждаем теракт, который произошел 9 мая в Грозном, и призываем все государства мира помочь российским властям привлечь к ответственности исполнителей, организаторов и вдохновителей этого теракта. Любые акты терроризма являются преступлениями, которые невозможно оправдать никакими мотивами», -- заявил председательствующий в настоящее время в Совбезе ООН постоянный представитель Пакистана Мунир Акрам.
Пресс-секретарь ООН Фред Экхард заявил, что Генсек организации Кофи Аннан также «был потрясен, узнав об этой атаке террористов». Глава ООН отметил, что подобные действия невозможно оправдать и что они препятствуют восстановлению мира и справедливости в Чечне.
И Совет Безопасности, и Генсек ООН выразили сочувствие и соболезнования жертвам теракта и их семьям, а также правительству России.
МИД России приветствовал осуждение Совбезом теракта в Грозном -- по словам официального представителя российского внешнеполитического ведомства Александра Яковенко, это «наглядно подтверждает, что Совет при активной поддержке России продолжает решительную борьбу со всеми формами терроризма».
«Время новостей»
Иван СУХОВ