|
|
N°79, 12 мая 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Опасное небо Швейцарии
В боденской трагедии виноваты пилоты и диспетчеры
Экипаж российских «Башкирских авиалиний» и швейцарская диспетчерская служба «Скайгайд» названы следствием, по сообщениям информированных источников газеты «Время новостей», главными виновниками авиакатастрофы над Боденским озером 1 июля 2002 года. Тогда при столкновении Ту-154М "Башкирских авиалиний" и грузового «Боинга» компании DHL погиб 71 человек, в том числе 45 российских детей, летевших на отдых в Испанию.
Официально результаты расследования объявят в 11 часов утра 19 мая. Это даст дополнительные аргументы адвокатам жертв родственников, добивающихся выплаты денежных компенсаций, в том числе и от компаний, объявленных теперь однозначно виновными.
Российскому экипажу вменяется в вину то, что вопреки инструкциям он не выполнил команду бортового компьютера, а следовал ошибочным указаниям наземного диспетчера. Ошибки же «Скайгайд» сводятся к следующему: в контрольном центре в тот день проводились работы по техобслуживанию, и была отключена система предупреждения об опасности столкновения. На телефонной сети также проводились ремонтные работы, вследствие чего диспетчер из Карлсруэ, обнаруживший угрозу столкновения двух самолетов, не смог предупредить «Скайгайд» об опасности. Кроме того, диспетчер-датчанин Петер Нильсен к моменту столкновения должен был одновременно следить за двумя экранами радаров, так как у его коллеги был перерыв.
Напомним, что 36-летний Нильсен был убит в своем доме 24 февраля. Россиянин Виталий Калоев, которого обвиняют в убийстве, уже третий месяц находится в психиатрической больнице цюрихской тюрьмы. В авиакатастрофе над Боденским озером погибли его жена и двое детей. Калоев своей вины не признает, и врачебного заключения о его состоянии все еще нет.
По мнению швейцарской газеты «Блик», заключительный доклад о расследовании сулит большие неприятности шефу компании «Скайгайд» Алену Россье. Ему скорее всего предъявят уголовное обвинение.
Технические неполадки у «Скайгайд» не первые. В январе и августе 2000 года дважды едва удалось избежать столкновений из-за неполадок при передаче данных от "Скайгайд" немецкой авиадиспетчерской службе. В июле 2002 года, уже после окончания работ по техобслуживанию, поломка вычислительной машины на два часа вывела из строя систему безопасности полетов. 12 ноября 2003 года все экраны радаров в "Скайгайд" на 20 минут выпали из системы. Небо над Швейцарией и сейчас остается опасным. Как сообщила в понедельник газета «Трибюн де Женев», в женевском аэропорту Куантрен 26 апреля едва не разбился пассажирский «Боинг-737» компании KLM, который при заходе на посадку увидел на полосе взлетающий навстречу лайнер «Люфтганзы». 21 апреля над Цюрихом чудом разошлись испанский аэробус и коммерческий португальский «Хокер-сиддли». Оба случая разбирает швейцарское федеральное бюро по расследованию авиапроисшествий.
Варвара СЕМЕНОВА, Женева