Время новостей
     N°79, 12 мая 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  12.05.2004
Пропилеи мнимой славы
Сегодня открывается девятый фестиваль «Арх-Москва»
С каждым годом убеждаюсь все больше и больше: чем хуже обстоят дела в архитектуре России, тем изысканнее, изощреннее и тоньше становятся фестивали «Арх-Москва». Между "Арх-Москвой" и традиционными смотрами достижений российского строительного хозяйства формата «Зодчество» дистанция огромного размера. Идешь на «Арх-Москву». Топаешь по улицам. Глядишь по сторонам. Справа -- тоска и уныние советского модернизма. Слева -- отчаяние и ужас заступивших на место снесенных особняков мутантов новейшей сборки. Входишь в Центральный Дом художника. И все эмоции сменяются как по волшебству. Качество представленных в некоммерческой программе проектов вполне адекватно тому, что мы видели на выставках современной архитектуры Германии или Финляндии. В конференц-зале о своей любви к России вообще и русскому авангарду в частности слагает песни приглашенная организаторами звезда мирового масштаба, всю неделю сменяют друг друга специальные программы, помогающие найти общий язык с профессионалами архитектурного проектирования и специалистами, работающими на рынке недвижимости. Такие вот из «Арх-Москвы» строятся пропилеи мнимой славы архитектуры российской.

В этом году молодые модераторы фестиваля Борис Бернаскони и Кирилл Асс, кажется, решили специально проартикулировать ситуацию драматического разлада между чаемым (тем, что показывает «Арх-Москва») и реальным. Вот их слова: «В этом году у выставки нет названия в обычном смысле слова, есть знак. Кроме того, у каждого раздела выставки -- свой собственный знак. Нам кажется, что архитектура, как и искусство, в России, и в частности в Москве, находится в глубокой стагнации. Строительство переживает бум. Но архитектурная мысль в городе замерла. Новое слово никем не сказано, и не видно, чтобы кто-нибудь тянул руку. Нам кажется, что русская архитектура зашла в тупик». Заставкой -- модулем девятой «Арх-Москвы» стал фотоколлаж: дорожный знак «тупик» на фоне широченной русской степи. Стильно, кстати, смотрится!

Пессимизм кураторов некоммерческих проектов «Арх-Москвы» хорошо аккомпанирует решению наших архитекторов и чиновников ничего не выставлять в этом году на архитектурной биеннале в Венеции. Заменить экспонаты с проектными предложениями подлинными студентами российских архитектурных вузов, внутри павильона России честно исполняющими роль пытливых учеников и сознательных подмастерьев. Наша газета писала, что отбор студентов для поездки в Венецию проходил в ходе открытого интернет-конкурса. 90 проектов победителей с сегодняшнего дня выставлены на «Арх-Москве».

Тема «учитель и ученик» стала лейтмотивом всей фестивальной интриги. Никогда ранее звездопад именитых "учителей" современного зодчества на территорию «Арх-Москвы» не был таким щедрым. Ну два архитектора, ну три. А в этот раз -- судите сами. Журнал Architectural Digest пригласил провести мастер-классы мэтра итальянского дизайна Этторе Соттсаса (12 мая в 16.30), директора седьмой Венецианской биеннале, модерниста Массимилиано Фуксаса (15 мая в 15.15), победителя конкурса на новый музей афинского Акрополя швейцарца Бернара Чуми (16 мая в 13.00). Генеральный спонсор «Арх-Москвы» холдинг «Капитал Груп» представит принятый к реализации в столице России проект «Русский авангард» голландца Эрика ван Эгераата, 13 мая архитектор тоже проведет свой мастер-класс. При участии Французского культурного центра в Москве Центр современной архитектуры организует экспозицию творчества известных мастеров, работающих в стиле хай-тек: Одиль Декк и Бенуа Корнет. Похоже, «Арх-Москва» волей-неволей станет репетиционной площадкой русского павильона Венецианской биеннале. Посетители фестиваля, не забудьте включить диктофоны!

Сергей ХАЧАТУРОВ
//  читайте тему  //  Выставки