|
|
N°79, 12 мая 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Русские ушли из Берлина
На авиасалоне ILA-2004 Россия представлена лишь макетами самолетов
На проходящем в Берлине авиасалоне ILA-2004 корпорация «Иркут» почти договорилась о продаже пакета своих акций франко-германо-испанской авиакосмической компании EADS. Как заявил газете «Время новостей» президент «Иркута» Алексей Федоров, его фирма, выпускающая истребители Су-27 и Су-30, а также реактивные самолеты-амфибии Бе-200, «не возражала бы» против вхождения EADS в состав ее совладельцев. «Потому что иметь такого акционера очень престижно для нашей компании, -- пояснил г-н Федоров, оговорившись: -- И для EADS, и для нас очень важно, чтобы этот шаг был поддержан руководством наших стран». «Мы очень близки к положительному решению», -- сообщил представитель EADS Грегор фон Курсель. Правда, говорить о том, сколько акций «Иркута» готова приобрести EADS, еще рано, считает г-н Курсель. Очевидно, из опасения сглазить намечающуюся сделку о ней ничего не говорится в совместном пресс-релизе, который европейская и российская корпорации распространили по окончании переговоров. Там лишь сообщается, что стороны подписали рамочное соглашение о стратегическом сотрудничестве. «Иркут» и EADS будут помогать друг другу в проникновении на новые рынки», -- пообещали в связи с этим главы EADS Филипп Камю и Райнер Хертрих (у международной корпорации два высших должностных лица -- по одному от Франции и от Германии).
Другой заметной русской новостью вчера на ILA было объявление Акционерной холдинговой корпорацией (АХК) «Сухой» о завершении предварительных маркетинговых и технических исследований по региональному пассажирскому самолету RRJ. Как сообщил генеральный директор АХК Михаил Погосян, технический облик самолета сформирован и в конце апреля был представлен авиакомпаниям -- потенциальным заказчикам. RRJ совместно проектируется «Сухим» и американским концерном Boeing. В процессе работы используется американская технология проектирования, которая, в частности, предусматривает тесное сотрудничество с потребителями и сбор заказов на самолет еще на ранней стадии его разработки.
«Наша экспозиция направлена на гражданскую тематику, с ней мы связываем свое будущее на европейском рынке», -- заявил газете «Время новостей» г-н Погосян.
Отвечая на вопрос газеты о том, стала ли гражданская тематика для «Сухого» сейчас первоочередной (ведь в предыдущие десятилетия компания прославилась на весь мир разработкой тяжелых истребителей и высотных перехватчиков), г-н Погосян заявил: «Я бы не стал так резко противопоставлять гражданское и военное направления. Я считаю, что у нас есть четыре приоритета: модернизация военной техники, перспективные военные комплексы, гражданские самолеты, послепродажное обслуживание, -- это четыре равнозначных направления работы».
И наконец, еще одну важную «русскую особенность» ILA этого года отметил для газеты «Время новостей» маршал Евгений Шапошников. «Ни одного нашего летательного аппарата нет, ни самолета, ни вертолета», -- указал прославленный летчик, который недавно сменил кресло советника президента России по авиации на пост советника гендиректора АХК «Сухой». Действительно, в программе демонстрационных полетов берлинского авиасалона впервые с 1992 года, когда он начал проводиться, нет ни одного воздушного судна из России. Корпорация «МиГ», которая была активным участником предыдущих ILA, на этот раз вообще отказалась от поездки в Берлин. Единственный полноразмерный МиГ-29, присутствующий здесь, несет на крыльях тевтонские кресты и представляет люфтваффе. «В последний раз», -- уточняют немцы. В этом году полк МиГ-29, доставшийся объединенной Германии в наследство от ГДР, должен быть подарен Польше.
Другие российские фирмы, приехавшие все-таки на ILA, в том числе такие мощные, как «Иркут» и «Сухой», привезли с собой только макеты и компьютерные презентации.
Демонстрационные полеты обходятся фирмам в сотни тысяч долларов, говорит г-н Шапошников. «А в этом году будет еще Фарнборо (крупнейший мировой авиасалон, проводится раз в два года в Великобритании. -- Ред.), -- утверждает он. -- Я не могу судить, какая из двух выставок лучше. Каждая имеет свои особенности -- положительные и отрицательные. Но по два раза в год участвовать в выставках с демонстрационными полетами, по-моему, слишком накладно. Тем более не имея никакого навара с этого: мы знаем, что здесь ничего не продадим».
Представитель немецкой авиастроительной фирмы, просивший на него не ссылаться, высказал нашей газете еще одно мнение по воду того, почему российские авиастроители проявляют все меньше интереса к авиасалону, который создавался в значительной степени в расчете на участие России. «Теперь, если русские хотят встретиться с заказчиками, они идут туда, где заказчики. Если потенциальные заказчики малазийцы, русские идут в Лангкави, если индийцы -- то в Бангалор, если китайцы -- то в Чжухай. В принципе мысль была интересная -- сделать ILA местом встречи Востока (России) и Запада. Но теперь русские накопили достаточный собственный опыт участия в международных выставках. Поэтому ILA в том виде, в котором она замышлялась, им просто не нужна», -- считает эксперт.
Канцлер ФРГ Герхард Шредер, в этом году лично открывавший ILA, посетил на ней только два иностранных павильона: российский и американский. В российском его принимал новый глава Федерального космического агентства Анатолий Перминов. Канцлеру дали подержать в руках ракету «Союз». Разумеется, макет, а не настоящую.
Михаил КУКУШКИН, Берлин