|
|
N°79, 12 мая 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Delta Airlines близка к разорению
Спасти авиаперевозчика могут лишь пилоты, пожертвовав зарплатой
Авиакомпания Delta Airlines может не пережить финансовый кризис и пополнить число титулованных банкротов корпоративной Америки. Комментируя конфликт с профсоюзами относительно снижения зарплат пилотов, представитель главного офиса Delta в Атланте заявил, что если не удастся сократить затраты на оплату труда, то компания объявит себя банкротом. Вопрос о возможном банкротстве был поставлен в апреле на последней встрече акционеров, и глава Delta Джеральд Гринстейн заявил тогда лишь о том, что ему бы «этого не хотелось», уклонившись от подробных комментариев ситуации.
Delta Airlines является четвертой по величине авиакомпанией в Америке. В результате продолжительного кризиса, вызванного сокращением пассажиропотока после 11 сентября 2000 года, компания понесла многомиллиардные потери, в результате чего была вынуждена уволить более 16 тыс. человек и сократить количество полетов. В первом квартале 2004 года ее убытки составили 387 млн долл. Общий долг компании, по прогнозам экспертов, вырастет к концу года до 577 млн долл. И если ситуация на рынке не изменится, то к 2005 году он составит 1,2 млрд долларов.
Сокращением зарплат и премий компания занимается уже не первый год. В прошлом году Delta урезала жалование своим работникам на 8%. Последний раз подобные меры проводились в декабре 2003 года, когда г-н Гринстейн объявил о принципиальном пересмотре политики выплаты премий высокопоставленным сотрудникам. С тех пор компания не выплачивает бонусы своим топ-менеджерам, даже если те добиваются выдающихся результатов.
В понедельник Delta в очередной раз привлекла внимание общественности к конфликту с профсоюзами. Чтобы оставаться «на высоте», компания из Атланты намеревается урезать доход пилотов на 30%. Профсоюзы же пока соглашаются лишь на 9%, оставляя, таким образом, авиаперевозчику только один выход -- заявить о несостоятельности.
Об этом говорит квартальный доклад, представленный компанией Комиссии по ценным бумага и биржам США (SEC) в понедельник: «Если нам так и не удастся реализовать программу по снижению издержек, вернуться к устойчивой прибыли и привлечь капиталы в приемлемый срок, нам предстоит искать альтернативные пути, включая возможность реструктуризации компании по 11-й статье («банкротство». -- Ред.)».
Впрочем, некоторые эксперты полагают, что разговоры о разорении Delta преждевременны. Так, аналитики агентства Standard & Poor's уверяют, что руководство авиакомпании специально распускает подобные слухи, чтобы испуганные профсоюзы сдались без боя. Правда, другие эксперты указывают на то, что сообщения о возможном фиаско оказывают такое стрессовое воздействие на ценные бумаги авиаперевозчика, на которое не каждое руководство согласится. К концу торгов на Нью-Йоркской фондовой бирже в понедельник акции Delta упали на 15,6% (84 цента), до 4,45 долл. Это самый низкий показатель за последние 24 года.
«Все зависит только от пилотов: они могут не допустить банкротства, если пойдут на сокращение издержек за свой счет. Если же они не согласятся, их ожидает разорение», -- полагает ведущий аналитик нью-йоркской консалтинговой компании Blaylock & Partners Рэй Нидал.
Денис УВАРОВ