|
|
N°78, 07 мая 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Чертово колесо
Топ-менеджеры Mitsubishi скрывали дефекты автомобилей
Не успел Mitsubishi оправиться от удара со стороны DaimlerChrysler, отказавшегося увеличить долю в его капитале, как японский автоконцерн постигли новые трудности. Вчера японские полицейские провели рейд в офисе подразделения компании по производству грузовиков и автобусов Mitsubishi Fuso в Токио и арестовали семерых бывших и действующих высокопоставленных сотрудников. В их числе бывший глава Mitsubishi Fuso и вице-президент Mitsubishi Motors Такаси Усами, бывший управляющий директор Mitsubishi Motors Акио Ханава и еще три человека, которых подозревают в составлении недостоверных отчетов о техническом состоянии автомобилей. Еще двое арестованных, в том числе бывший глава отдела контроля качества Mitsubishi Motors Хироси Муракава, подозреваются в халатности, повлекшей за собой гибель людей. Все арестованные занимали посты в Mitsubishi Motors, когда в феврале 2002 года произошел трагический инцидент в Иокогаме -- оторвавшимся от грузовика на полном ходу колесом убило 29-летнюю женщину, а двое ее сыновей получили серьезные травмы. В отчете надзорным органам руководство Mitsubishi тогда назвало причиной аварии ненадлежащее техническое обслуживание автомобиля, хотя, по данным следствия, некоторые топ-менеджеры концерна были осведомлены о дефектах, способных вызвать отрыв колес у грузовиков. «Недостоверный отчет был исключительно злонамеренным актом с целью избежать отзыва (автомобилей. -- Ред.), -- заявил вчера японский министр транспорта Нобутеру Исихара. -- Прискорбно, что это сделал автопроизводитель, чьим приоритетом должна быть безопасность».
В январе 2003 года Mitsubishi Motors выделила Mitsubishi Fuso в отдельное подразделение, однако обе компании продолжали расследовать десятки случаев отрыва колес (некоторые из них произошли более чем за десять лет до февральского инцидента). В конце концов в марте этого года Mitsubishi Fuso признала, что причиной произошедшего мог быть дефект в ступицах колес, и начала отзыв примерно 220 тыс. грузовиков. По статистике, с 1992 года в результате данного дефекта произошло порядка 50 ДТП.
Президент Mitsubishi Motors Иотиро Окадзаки на вчерашней пресс-конференции принес «глубокие извинения» членам семьи погибшей в 2002 году Сихо Окамото и общественности. Председатель совета директоров Mitsubishi Fuso Нитио Хори, однако, опроверг версию о том, что руководители компании прибегли ко лжи, чтобы избежать отзыва машин и защитить бренд фирмы. «Мы сожалеем, что окончательное решение об отзыве было принято с задержкой и что это привело к таким серьезным последствиям», -- заявил он. Г-н Хори также отказался уточнить, когда именно руководство компании пришло к выводу о наличии дефекта в своих грузовиках, заявив, что ответ на этот вопрос должно дать проводимое полицией расследование.
Курс акций Mitsubishi Motors в ходе вчерашних торгов на Токийской фондовой бирже упал на 5,13% (Mitsubishi Fuso в биржевом листинге не участвует).
История с грузовиками далеко не первый случай, когда к качеству Mitsubishi выдвигались претензии. И раньше бывали случаи, когда выяснялось, что руководство фирмы сознательно скрывало конструктивные недостатки в некоторых моделях. В 2000 году Mitsubishi Motors созналась, что на протяжении почти 20 лет игнорировала жалобы своих клиентов и тщательно их скрывала. За последние годы было отозвано в общей сложности более 2 млн автомобилей Mitsubishi. Подпорченная репутация, естественно, не могла не отразиться на финансовых показателях. Последние несколько лет долги японской компании стремительно растут, что сопровождается падением спроса на автомобили.
В ситуации, когда DaimlerChrysler фактически отвернулся от Mitsubishi, отказавшись сделать очередные финансовые вливания, вернуть доверие потребителя и прийти к прибыли будет непросто. Несмотря на то что подразделение Fuso принадлежит DaimlerChrysler (американо-германский концерн владеет 65% акций Fuso и 37% акций Mitsubishi Motors), а не Mitsubishi Motors, отделаться от негативного имиджа, по мнению специалистов, будет сложно. «Это подрывает отношение к качеству и безопасности продукции Mitsubishi Motors. Плохой имидж может прицепиться ко всему концерну, потому что Fuso по-прежнему является частью автогиганта и носит в своем названии часть бренда Mitsubishi», -- полагает эксперт токийского отделения консалтинговой компании BNP Paribas Securities Ltd. Ясухиро Матсумото. Сейчас компания реализует план реструктуризации, согласно которому свои проблемы Mitsubishi решает двумя известными способами: закрывая предприятия и увольняя сотрудников. Последний раз эту тактику Mitsubishi применяла в начале марта, когда с одного из предприятий было уволено более тысячи человек. Одновременно с этим было принято решение сократить модельный ряд на местном рынке. С конвейера сняли сразу девять моделей с правым рулем. В ближайшее время концерн собирается сократить штат до 40 тыс. В общей сложности будут уволены 4,5 тыс. человек на предприятиях в Японии, Европе, США и Австралии. Таким образом, с 2000 года, когда DaimlerChrysler купил свой пакет Mitsubishi и начал проводить глобальные реформы, японская компания лишится почти половины своих сотрудников.
Денис УВАРОВ, Александр СОБОЛЕВ