|
|
N°84, 17 мая 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Потерянный рай
Сегодня в Москве проходит очередной саммит Россия--ЕС. В последнее время понятия Европа и Европейский Союз уверенно выходят на первые места по числу упоминаний в российском внешнеполитическом лексиконе. В этом нетрудно углядеть признаки ренессанса отношений с Европой, которая для большинства россиян традиционно остается "добрым" Западом в противовес "плохим парням" из Вашингтона.
Казалось бы, все благоприятствуют этому ренессансу. Европейский Союз динамично развивается вглубь и вширь, приближаясь к западным границам России. Да и сама Москва, постепенно осознавая свои истинные возможности на международной арене, перестала относиться к Старому Свету свысока. Россия приветствует в целом процесс расширения ЕС и провозглашает сотрудничество с Европой одним из ведущих направлений внешней политики. Совет, казалось бы, да любовь. Тем не менее объективный анализ положения дел в Европе и России вынуждает добавить в эту бочку меда изрядную ложку сомнений.
Спору нет, страны Западной Европы вынуждены развивать диалог и сотрудничество с Москвой, поскольку враждебность или социально-экономическая дестабилизация России могут катастрофически подпортить и так не совсем пасторальную картину вхождения новых стран в общеевропейскую семью. Так, серьезное обострение отношений с Россией существенно подорвет позиции стран Балтии как "чемпионов" в деле принятия европейских норм и стандартов. Кроме того, на Западе никто не сомневается, что Москва с легкостью оказывает влияние на внутреннюю ситуацию в Белоруссии и на Украине. Таким образом, выгоды от сохранения России "на связи" настолько очевидны, что вполне оправдывают необходимость не только смотреть сквозь пальцы на мелкие и крупные нарушения там прав человека, но и настойчиво выводить представителей Москвы на обсуждение общих экономических проектов.
Вместе с тем грядущее вступление в ЕС дюжины новых стран, к которым вероятнее всего присоединятся и бывшие балканские "изгои" Югославия и Хорватия, существенно омрачает перспективы сотрудничества Евросоюза с Россией. Во-первых, гора экономических и социальных проблем, которые необходимо решить в странах-кандидатах, столь велика, что заслоняет даже периодически декларирующую свои европейские амбиции Украину, не говоря уж о России и Белоруссии.
Во-вторых, европейцам очень трудно выработать с Россией стратегическую повестку дня. Современный подход ЕС к ближайшим соседям строится по простой схеме -- они либо "свои" и внятно заявляют о намерении войти в Единую Европу, либо "чужие" и перспектив таких не имеют. Для "своих" в Брюсселе незамедлительно вырабатывается своеобразная программа добрых дел, которые должен совершить кандидат, чтобы его признали годным к вступлению. ЕС со своей стороны всячески их поддерживает и прощает мелкие прегрешения вроде проблем с правами человека в странах Балтии. Отношения с "чужими" не имеют для европейцев витального значения и часто зависят от изменений мировой конъюнктуры.
И наконец, Москва пока не может позволить себе даже декларировать желание когда-либо стать членом ЕС и подчинить свои экономическую и правовую системы действующим там правилам. Логичные для большинства россиян попытки Кремля играть в глобальный пинг-понг с США, Китаем и всеми на свете только сильнее убеждают европейцев, что Россия -- это империя и рассматривать ее в качестве кандидата на почтенное бюргерство в составе ЕС не имеет смысла.
Под давлением этих обстоятельств Россия стремительно выпадает из контекста общеевропейского развития, и остановить этот процесс искусственно представляется маловероятным. У стран Евросоюза нет сейчас ни материальных возможностей, ни, если честно, желания вплотную заниматься Россией. Так что ожидать от регулярных саммитов больших практических последствий не приходится. Даже пожелай Москва того, у России нет сейчас шансов на развитие действительно широкомасштабного и долгосрочного сотрудничества с ЕС. Эта ниша плотно занята странами Центральной и Восточной Европы, которые хотят на Запад и с завидной последовательностью реализуют свои желания. Так что дело, по всей вероятности, ограничится новыми декларациями о намерениях и взаимными заверениями в дружбе и партнерстве. Нам же остается терпеливо ждать, когда ЕС "переварит" новоприобретенные страны бывшего соцлагеря, а Россия изменится внешне и внутренне, став Европой не только географически, но и содержательно.
Тимофей БОРДАЧЕВ, старший научный сотрудник Института Европы РАН