|
|
N°78, 07 мая 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Не курить, не пить, не есть
Белоруссия борется за дисциплину на рабочем месте
Борьба за дисциплину -- одна из основных кампаний, проводимых белорусским руководством в текущем году. Чиновники настолько рьяно взялись за внедрение дисциплины и порядка, что теперь сам президент Александр Лукашенко просит их не доводить до абсурда ситуацию, возникшую в связи с директивой об укреплении общественной безопасности и дисциплины, подписанной президентом еще 11 марта. Но перегибы происходят до сих пор, в чем убедилась корреспондент газеты «Время новостей» в Минске.
В документе, посвященном наведению порядка, речь шла об обследовании зданий и сооружений на предмет их аварийного состояния, о соблюдении техники безопасности на производстве, о контроле над качеством продукции и, конечно, о борьбе с пьянством. СМИ было поручено вести специальные рубрики и циклы передач, чиновникам разъяснять на встречах с трудовыми коллективами необходимость выполнения директивы. Президент Лукашенко тоже подробно рассказывал, для чего нужна такая директива. В частности, президент заявил: "Если будет чисто и культурно, то люди будут сами поддерживать эту чистоту и культуру. На чистоте и культуре надо учить наш народ". Теме безопасности и дисциплины был посвящен целый раздел в ежегодном послании президента к парламенту.
Жители Белоруссии, которые рассказали корреспонденту "ВН" об энтузиазме, с которым чиновники взялись за выполнение директивы, просили изменить их имена, опасаясь потерять работу. Так что мы будем использовать псевдонимы.
Журналистка Вероника Чайкина, подрабатывающая на белорусском государственном телевидении, рассказала историю о борьбе с пьянством. В буфете телекомпании двое сотрудников купили по бутылке пива. Это заметила дама, стоявшая за ними в очереди. Она сообщила об этом нарушении куда следует. Нарушителей дисциплины наказали, хотя они так и не поняли за что: ведь пиво свободно продавалось в телевизионном буфете. На днях в таком же буфете одного из административных зданий Минска корреспондент "ВН" заметила новую табличку: "Пиво продается только на вынос".
Все администрации активно борются с курением. Во многих государственных организациях запрещают перекусывать на рабочем месте. Хотя в системе общепита белорусской столицы сложно недорого перекусить в обеденный перерыв. Сотрудница госпредприятия Валентина Новикова рассказала "ВН", как на Пасху ее сослуживец принес испеченный для коллег кулич. Буквально через полчаса после того, как он раздал всем по кусочку, всех, у кого были обнаружены эти куски кулича, оштрафовали за беспорядок на рабочем месте. "Мы все съели по куску, а один остался лишний. И теперь каждому из нашей комнаты обещали вычесть деньги из зарплаты. Обидно", -- говорит Валентина.
Особенно много историй об укреплении дисциплины рассказывают белорусские врачи. К примеру, Алла Кулагина, сотрудница одной из минских клиник, рассказала, что начальство в ожидании проверок попросило врачей убрать из рабочих кабинетов картины, вазочки и любые другие предметы, о которых можно предположить, что они получены в качестве взятки. В ходе борьбы с взяточничеством у многих врачей проверяют не только рабочие кабинеты, но и сумки. На все продукты должны быть чеки. Если у медика обнаруживают шоколадку без чека, то без лишних разговоров ее ломают и выбрасывают. Проверяющие подозрительно относятся к наличию на рабочих местах минеральной воды или других невинных напитков: предполагается, что их употребляют исключительно с перепою. Количество чашек должно строго соответствовать числу работающих в кабинете. Если посуды оказывается больше, сотрудников обвиняют в организации сабантуев на рабочем месте. Борьба с пьянством приняла такие масштабы, что, как рассказала преподавательница филологии одного из минских вузов Дарья Антонова, перед занятиями их просят подышать в трубочку!
Белорусские преподаватели и врачи, а они сейчас низкооплачиваемые специалисты, терпят такие проверки. Как рассказывают медики, их заработки, учитывая премиальные, составляют меньше ста долларов. Устроиться на работу в частную клинику сложно, да и зарплаты в них ненамного отличаются от тех, что платят в государственных медицинских учреждениях. Впрочем, обращаясь к парламенту с ежегодным посланием, президент Лукашенко убедительно просил не доводить ситуацию с дисциплиной до абсурда. "У нас так развернули борьбу против самогоноварения, что аппарат забрали, бормотуху забрали, до определенного места не довезли -- все выпили те, кто забрал", -- отметил президент.
Борьбу за дисциплину считают очередным ходом Александра Лукашенко, направленным на повышение собственного рейтинга. Однако директор белорусского Института социально-экономических и политических исследований Олег Манаев сказал в интервью «ВН», что это не так: "Закрывается одна из отдушин белорусской системы, которая делает ее стабильной, -- возможность работать не в полную силу, производить некачественную продукцию и услуги и так далее. Поэтому от такой борьбы за дисциплину рейтинг президента скорее понизится, чем повысится. Лукашенко неслучайно говорил в послании о перегибах, он наверняка уловил настроения людей. Но зачем тогда понадобилась директива? Вся система мер, принятых в последнее время, включая введение государственной идеологии, напоминает методы решения проблем, которые использовались в позднесоветский период. Белорусская власть пытается их воспроизводить, поскольку не знает других методов или знает, но боится, что они разрушат всю систему".
Ольга ТОМАШЕВСКАЯ, Минск