|
|
N°78, 07 мая 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Государственный шопинг
Правительство опять не смогло утвердить правила наполнения "закромов Родины"
На вчерашнем заседании правительства планировалось рассмотреть доработанный и согласованный со всеми заинтересованными ведомствами законопроект, регламентирующий проведение закупок товаров и услуг для государственных нужд. Однако рассмотрение законопроекта было перенесено. Такое происходит не впервые. Многострадальный проект, подготовленный Минэкономразвития, пытается пробиться уже года три.
Закон прописывает правила проведения конкурсов на оказание услуг и покупку товаров, финансируемых из бюджета. На федеральном уровне такой закон, пусть, на взгляд экспертов, и несовершенный, действует с 1999 года. Региональные же и местные власти вообще наполняют свои "закрома" так, как считают нужным. Одним из ключевых моментов нового закона является распространение его положений на все бюджеты и внебюджетные фонды. Когда наконец закон примут, все государственные закупки (цена вопроса, по разным оценкам, от 700 млрд до триллиона рублей ежегодно) будут реально контролироваться государством.
Хотя в настоящее время за системой госзакупок и следит Минэкономразвития, но не имеет для этого достаточных полномочий. Так, министерство не вправе останавливать конкурс, даже если он идет с явными нарушениями. По новому закону к экономическому ведомству перейдут нормотворческие функции, а контролем займется одна из федеральных служб. Причем у нее будет много прав по административному урегулированию. Появятся права и у потенциальных участников конкурса. Сейчас оспорить результаты конкурса можно только в суде. В законопроекте четко прописана процедура административного обжалования действий госзаказчика.
В основном нарушения в этой сфере связаны с сокрытием информации о проведении конкурса, чрезмерными квалификационными требованиями (зачастую госзаказчики так их формулируют, что соответствовать им заведомо может лишь один конкретный поставщик), а также оценкой поставщиков не по заявленным критериям. Кроме того, ведомства зачастую вообще не хотят проводить конкурсы и всеми способами пытаются получить разрешение на закупку у единственного «подрядчика». Теперь внеконкурсные закупки будут более жестко регламентированы.
В отношении иностранных поставщиков будет действовать национальный режим, за исключением тех случаев, когда на территории иностранного государства действуют какие-либо запреты или ограничения на российские товары при размещении аналогичных заказов.
Закон пока не одобрен правительством, не говоря уже о парламенте, а в МЭРТ уже вынашивают новые планы. Ведомство Германа Грефа готовит поправки в законодательство о естественных монополиях, которые введут аналогичный порядок закупок для их нужд.
Коррупция -- лишь часть проблемы
Вадим ЛАЗУТИН, исполнительный директор Ассоциации содействия развитию системы конкурсных закупок:
-- Этот закон ждет сложная судьба. Он идет в разрез с интересами лоббистов всех мастей -- и региональных, и отраслевых. Хотя принимать его надо было уже давно. Существующая нормативная база не соответствует реалиям жизни. За последние десять лет объем бюджетных средств, расходуемых через конкурсную систему, увеличился в десятки раз, а системы контроля нет. Насколько эффективным будет контроль, настолько эффективными окажутся бюджетные расходы. Компании должны меньше думать о том, как подкупить чиновника, а больше о том, как предложить наилучшие условия. Хотя, коррупция -- это лишь часть проблемы. Зачастую госзаказчик просто выдвигает какие-то нелепые, ничем не обоснованные требования. Впрочем, на мой взгляд, функции контролирующего органа пока прописаны не совсем четко. Этот раздел надо еще дорабатывать. Но самое плохое, если закон будет принят в некоем компромиссном варианте. Тогда о каком-либо улучшении ситуации можно забыть.
Вера СИТНИНА