Время новостей
     N°78, 07 мая 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  07.05.2004
О дорогах без дураков
Кабинет министров учит регионы искать деньги на дорожное строительство
Неожиданная преграда встала на пути реализации амбициозного плана президента Владимира Путина удвоить ВВП к 2010 году. Этому может помешать вторая вечная российская беда -- дороги.

«Эта проблема (состояние дорог. -- Ред.) всегда была актуальной, а сейчас она стоит особенно остро, так как мы решаем задачу удвоения ВВП к 2010 году, и автомобильные дороги могут стать узким местом», -- заявил премьер Михаил Фрадков, открывая вчерашнее заседание правительства. По его словам, грузооборот в ближайшие годы должен вырасти в 1,8 раза, а тысячи и тысячи километров автомагистралей в неудовлетворительном состоянии.

Именно о том, как свести к минимуму отрицательное влияние бездорожья на выполнение президентских установок, думал вчера кабинет министров. Для более конкретного разговора пришлось даже на ходу корректировать повестку заседания. Начав с обсуждения программы модернизации и развития автомобильных дорог на период до 2025 года, правительство плавно перешло на дискуссию вокруг подпрограммы «Автомобильные дороги» федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России», которая рассчитана, как и удвоение ВВП, как раз до 2010 года.

Предмет дискуссии обозначил министр транспорта и связи Игорь Левитин. Картину он нарисовал безрадостную. В неудовлетворительном техническом состоянии находится не менее трети федеральных дорог и 15% мостов. Качество дорог вообще отдельная тема. Иные из них надо ремонтировать каждый год, тогда как в других странах с похожими климатическими условиями покрытия держатся от ремонта до ремонта по семь--девять лет. Тут и материалы подводят, и постоянная погоня за дешевизной строительства. Хотя постоянные ремонты съедают всю мнимую экономию.

Еще одна негативная тенденция: темпы строительства дорог отстают от роста количества машин. Автопарк увеличивается на 7--10% в год, а общий прирост протяженности автодорог в стране составил, например, в 2003 году менее 1%. Министр признал, что если не предпринять экстренных мер, то к 2010 году нагрузка на дороги возрастет в четыре раза, а скорость движения снизится на 20%. В мегаполисах движение вообще остановится. При этом свыше 60% автодорог не будут отвечать требованиям эксплуатации, а количество ДТП вырастет на 40--45%. По таким дорогам до удвоения ВВП явно не доехать.

Как водится, речь зашла о нехватке денег. Оказалось, что подпрограмма «Автодороги России» за первые три года реализации недофинансирована на 200 млрд руб. Это стало одной из причин снижения объема финансирования дорожной отрасли в структуре ВВП -- с 2,9% в 2000 году до 1,5% в 2003-м. При этом, как подчеркнул Игорь Левитин, в развитых странах этот показатель доходит до 3--4% ВВП.

Но это только полбеды. Другая половина "затаилась" в регионах. Представители Ярославской и Новосибирской областей в один голос сетовали, что финансовой базы для развития дорожного хозяйства в субъектах федерации нет, средств от налогов хватает только на содержание уже существующих дорог. Губернатор Новосибирской области Виктор Толоконский вообще заявил, что денег, поступающих от местных налогоплательщиков, ему хватает только на уборку дорог от снега. Экс-коллег поддержал глава Минприроды Юрий Трутнев, в недавнем прошлом губернатор Пермской области. Он упрекнул Минфин в том, что «в последние пять лет идет ежегодное ухудшение финансирования дорожных фондов как в относительных, так и в абсолютных показателях».

В конце концов кто-то из участников дискуссии предложил вернуть отменный с 2003 года однопроцентный налог на пользователей автодорог, из которого регионы и черпали средства на нужды дорожных фондов. Однако вице-премьер Александр Жуков сразу пресек крамолу. Будучи главой бюджетного комитета Госдумы, он немало сделал для отмены налогов с оборота, как оказывающих наиболее отрицательное влияние на экономику, и для снижения налогового бремени в целом. Г-н Жуков в непривычной жесткой для него манере заявил, что оборотные налоги вводить нельзя, иначе будут проблемы с экономическим ростом. Он предложил регионам более ответственно подойти к расходованию собственных средств и не забывать про дорожное строительство. При этом он напомнил, что сегодня у субъектов намного больше прав тратить свои деньги так, как они считают нужным.

Окончательно наставить регионы на путь истинный попытался глава Минфина Алексей Кудрин. Он напомнил, что при отмене оборотных налогов было решено, что регионы станут направлять на финансирование дорожного хозяйства поступления от земельного налога, акциза на нефтепродукты, транспортного налога и переданные субъектам 1,5% налога на прибыль. Однако в регионах такой схемы не придерживаются, направляя часть этих средств на иные цели. По его словам, если бы на дороги тратились все положенные поступления, то в этом году регионы смогли бы аккумулировать 204 млрд руб. А сейчас в их бюджетах в целом на дорожное строительство предусмотрено только 112 млрд. Перепалка центра и регионов завершилась поручением премьера Алексею Кудрину в процессе подготовки бюджета-2004 еще раз проанализировать источники финансирования дорожных работ в субъектах.

Народ, естественно, интересует вопрос, когда в России появятся платные автодороги. Похоже, не скоро. В правительстве хотя и признают, что только за счет бюджета ситуацию с дорогами в России не исправишь, но пока не знают, как привлечь в отрасль солидных частных инвесторов. Игорь Левитин предложил, например, отдавать инвесторам в управление не только построенную ими дорогу, но и прилегающие земли -- для более быстрой окупаемости проекта. Однако в стране до сих пор не принято ни одного законодательного акта, позволяющего строить и эксплуатировать платные дороги. Нет, например, закона о концессиях. Г-н Левитин считает, что именно эту форму управления собственностью можно было бы использовать в дорожном хозяйстве.

Минтранс обещает назвать первые варианты прокладки платных магистралей к 1 октября 2004 года. Однако г-н Левитин уже приоткрыл завесу секретности. Первыми платными дорогами должны стать новый выход на МКАД с магистрали М-1 «Беларусь» (этот участок протяженностью около 20 км позволит разгрузить вечно перегруженные первые километры Минского шоссе) и обходы городов Клин и Солнечногорск на трассе М-10 Москва -- Санкт-Петербург. При этом обязательным условием для прокладки платной дороги останется наличие бесплатного "дублера" такой трассы.

Михаил ВОРОБЬЕВ