|
|
N°84, 17 мая 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Верните оружие! Можно деньгами...
Россия требует заплатить ей за лицензионное производство вооружения
Москва в очередной раз начинает шумную кампанию борьбы за свои права собственности. На сей раз собственности интеллектуальной. Поскольку же речь идет об интеллектуальной собственности, вложенной в оружие, производящееся по нашим лицензиям за рубежом, такого рода кампания может иметь поистине общемировой размах. Ведь Советский Союз успел вооружить продукцией своего ВПК половину армий планеты.
В среду премьер-министр Михаил Касьянов подписал постановление №372 «О межведомственной комиссии по восстановлению прав РФ на результаты интеллектуальной деятельности, переданные иностранным государствам при организации на их территориях лицензионного производства вооружений и военной техники, разработанных в бывшем СССР и РФ». Пока что назначены лишь два сопредседателя этого органа: ими стали замминистра юстиции Юрий Демин и зам председателя комитета по ВТС Михаил Новиков. Им и поручено завершить к концу третьего квартала формирование комиссии, а также подготовить проекты документов, регламентирующих ее деятельность.
Впрочем, межведомственная комиссия будет не одинока в своей борьбе за российское оружие: ровно месяц назад -- 16 апреля -- правительством были внесены поправки в постановление с крайне неудобоваримым названием: «О первоочередных мерах по правовой защите интересов государства в процессе экономического и гражданско-правового оборота результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения». Документ расширяет и без того почти безграничные права ФАПРИД -- Федерального агентства по правовой защите результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения, существующего с 1998 года при российском Минюсте. Тандем межведомственной комиссии и ФАПРИДа, по мнению наших собеседников из числа руководителей отечественного ВПК, может стать «оружием весьма серьезного калибра». Однако при этом они осторожно добавляют: «еще вопрос, против кого конкретно это «оружие» будет применяться».
Первый руководитель агентства Юрий Гайдуков начинал с громких заявлений о том, что интеллектуальная собственность страны оценивается экспертами в фантастическую сумму -- до 400 млрд долларов. Начать г-н Гайдуков обещал с наших бывших союзников по Варшавскому Договору, с которыми, по его словам, было подписано «более 2 тыс лицензионных соглашений на производство вооружений и боевой техники». Сумма в 9,6 млрд рублей, которые планировалось «выбить» из наших «интеллектуальных должников», даже была официально включена в доходную часть бюджета-2000. Тем не менее реальность оказалась куда менее радужной: об этом свидетельствует хотя бы печальная судьба космической станции «Мир». Прошлогодним постановлением №761 правительство РФ разрешило тратить до 70% от «интеллектуальных поступлений» на «государственную поддержку функционирования в пилотируемом режиме орбитальной станции «Мир». Итог известен: обломки «Мира» покоятся ныне на дне Тихого океана.
Впрочем, сменивший г-на Гайдукова на посту гендиректора агентства Геннадий Журицкий в отличие от своего предшественника избегает громких заявлений. Собственно, таковые, похоже, больше и не нужны: ФАПРИД успешно встроился в структуру оружейного экспорта и предпочитает «стричь» отнюдь не иностранцев, а отечественных производителей, вынужденных обращаться в агентство за получением лицензий (российские экспортеры утверждают, что ставки агентства беспрецедентно высоки -- от 5 до 15% от общей стоимости контракта, если экспертиза решит, что государство хотя бы формально участвовало в финансировании конкретного образца техники). Несговорчивых же ожидают серьезные проблемы: в этом уже убеждались на своем опыте РКК «Энергия», когда ФАПРИД, требуя выплаты 900 тыс долларов, остановил поставку трех ракетных двигателей для реализации международного проекта плавучего космодрома «Морской старт» (разблокировать ситуацию удалось лишь при посредничестве контрольной миссии Всемирного банка), или авиационный комплекс им. Туполева, который с подачи ФАПРИД летом 1999 года был фактически национализирован: государство получило контрольный пакет акций, внеся в качестве своей доли права интеллектуальной собственности на самолеты «Ту», разрабатывавшиеся и производившиеся самим комплексом.
Юрий ГОЛОТЮК