|
|
N°84, 17 мая 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Сдвиг по фазе
Москва довольна, что переговоры с Евросоюзом теперь идут сложнее
Сегодня в Москве большой европейский день. Очередной, седьмой по счету, саммит Россия -- Евросоюз станет апофеозом шведского председательства в ЕС, ознаменовавшегося небывалой активностью в контактах между Москвой и европейскими столицами. Как заявил газете «Время новостей» премьер Швеции Йоран Перссон, а именно он в ранге «начальника» единой Европы будет вместе с главой Еврокомиссии Романо Проди вести сегодня переговоры с Владимиром Путиным, уже это важнейший результат: «Ничто так не способствует взаимопониманию, как личные контакты».
Как дружно подчеркивают и российские, и европейские чиновники, прорывов не будет. Что, по мнению Москвы, хорошо: «прорывы» были возможны тогда, когда собственно никаких отношений и не было, и любой «ритуальный» сдвиг сразу объявлялся историческим. Теперь же идет деловой разговор, временами весьма и весьма жесткий, что, как полагают в Кремле, нормально: к России относятся уже не как к бедному и немощному родственнику, а как к полноценному партнеру и конкуренту. «Это не ухудшение отношений, а их качественно новая фаза», -- уверен помощник президента по международным делам Сергей Приходько. Отличительные черты новой фазы: России нужны не кредиты или техническая помощь, а системные изменения -- прекращение антидемпинговых расследований, окончательное признание ее страной с рыночной экономикой, реальная, а не декларативная поддержка при вступлении в ВТО, распространение на страну в полном объеме операций Европейского инвестиционного банка и признание российских интересов.
На сегодняшнем саммите будут обсуждаться различные вопросы международной политики, однако главная роль отводится экономике. Вопреки горячим надеждам Швеции на саммите не подпишут «Многостороннее соглашение по ядерно-энергетический программе для Российской Федерации», которое предусматривает совместную работу по утилизации ядерных отходов. Стокгольм рассчитывал завершить подготовку документа именно при своем председательстве, и, по словам российских дипломатов, это еще возможно, но после саммита. Пока не согласованы два момента. Во-первых, особенности налогообложения иностранных специалистов, которые будут реализовывать программу в России, -- Москва в кои-то веки занимает более либеральную позицию, чем Запад, предлагая применять российскую ставку в 13%. Второе -- требование западных стран, чтобы их граждане, участвующие в программе, получили неприкосновенность, аналогичную дипломатической, и полностью освобождались от гражданской ответственности. От этого Россия категорически отказывается, ссылаясь на то, что подобного нет нигде в мире.
Что касается самого масштабного проекта России и Европы -- энергетического диалога по существенному расширению поставок российских энергоносителей в страны ЕС, то по нему никаких документов, судя по всему, приниматься не будет. Четыре совместные рабочие группы, созданные для разработки конкретных направлений работы, приступили к работе только в феврале и еще не успели достаточно продвинуться. Пока что наличествует только «понимание, кого что интересует», заметил г-н Приходько. По словам Йорана Перссона, саммит должен «обозначить первые направления сотрудничества». Москва, правда, предлагала закрепить промежуточный итог в кратком коммюнике, но скорее всего отчет будет представлен только осенью, на следующей встрече в верхах в Брюсселе.
Продолжение темы -- в рубрике «Заграница»
Федор ЛУКЬЯНОВ