|
|
N°78, 07 мая 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Плохое воспитание» -- по-испански и по-казахски
12 мая открывается Каннский фестиваль
Пройдет всего четыре дня, и в Канне состоится событие, которого целый год ждут кинематографисты, заправилы кинобизнеса, журналисты и просто киноманы всего мира. Самые заядлые из них ежегодно слетаются на Французскую Ривьеру, чтобы своими глазами увидеть, продать, купить, отрапортовать в газеты, а также себя показать и на людей посмотреть.
В этом году каннская программа выглядит очень симпатично -- прежде всего благодаря джентльменскому набору культовых имен. Это Педро Альмодовар, чей новый фильм «Плохое воспитание» будет показан на открытии фестиваля. Это завсегдатаи каннских конкурсов Джоэл Коэн («Охотники на женщин»), Эмир Кустурица («Жизнь -- это чудо») и Вон Кар Вай («2046»). Особенно возбуждает синефилов тот факт, что главным судьей фестиваля назначен сам Квентин Тарантино; заодно он впервые покажет европейцам вторую часть своего искрометного опуса «Убить Билла». Даже если бы ничего кроме этого в Канне не случилось, сюда все равно стоило бы приехать.
Однако есть основания полагать, что в конкурсе окажется еще много любопытного и не столь очевидного. Шутка ли -- целых девять режиссерских дебютов в официальной программе. Канн, привыкший к собственной, годами вскормленной фестивальной номенклатуре, редко бывает столь демократичен: например, в прошлом году дебютантов было всего четверо. Уже давно кинематографический мир ждет перемен: смена поколений в кино, конечно, происходит, но лидерами по-прежнему считаются персонажи, чья слава замешена на вкусах и представлениях прошлого века.
В последние годы и в Венеции, и в Берлине сменились фестивальные директора, но в Канне вот уже четверть века верховодит Жиль Жакоб (хотя он и передал часть функций своим ближайшим сотрудникам). Стабильность здесь понимают отнюдь не как застой. Кураторы Канна и на словах, и на деле стремятся быть первопроходцами, лихорадочно ищут белые пятна на кинокарте, пытаются взрыхлить еще не освоенные культурные почвы. Прошла экзотическая мода на Китай, хотя дальневосточное кино по-прежнему питает мировой кинематограф. Привыкли уже и к международным успехам подцензурного иранского кино. Кто же будет следующим?
90-е годы прошли под знаком охлаждения к России, которая в перестройку много обещала, но обещаний своих не выполнила. Тем не менее и из наших режиссеров образовалась своя каннская номенклатура: почти каждый фильм Никиты Михалкова, Александра Сокурова, Павла Лунгина получает здесь право мировой премьеры. В этом году ни один из наших культурных героев новой картины не снял, а остальным пробиться на Лазурный Берег не удалось. Во всяком случае в конкурс.
Тем не менее есть обнадеживающие сигналы. Вне конкурса, но в почетной официальной программе будет представлен короткометражный фильм Георгия Параджанова «Я умер в детстве...» -- о Сергее Параджанове. Однако самым главным российским козырем в Канне станет картина «Шиза» русско-казахско-французского производства. Ее продюсер -- Сергей Сельянов, ее режиссер -- казашка Гука Омарова. В фильме речь идет о неблагополучном, выгнанном из школы подростке, который становится агентом по нелегальным кулачным боям. Так сказать, «Плохое воспитание» в русско-казахском варианте.
В последнее время представители фестивального истеблишмента любят подчеркивать, что главное для них не призы и звезды, а фильмы и новые имена. Но публика вряд ли с этим согласна. Зная это, организаторы подстраховали себя многочисленными обещаниями кинознаменитостей: если все они съедутся, в Канне прольется настоящий звездный дождь. Как иначе назвать стихийное явление, во время которого на набережной Круазетт можно будет увидеть Брэда Питта и Пенелопу Крус, Шарлиз Терон и Тома Хэнкса? Так что тем, кто ленив для поисков новых звезд, будет предоставлена полная возможность любоваться уже известными.
Елена ПЛАХОВА