|
|
N°77, 06 мая 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Символ Франции ушел по-голландски
Создана крупнейшая авиакомпания мира
Проект объединения авиакомпаний Air France (Франция) и KLM (Голландия) на прошлой неделе получил одобрение акционеров. Их союз (для которого решено не придумывать нового названия, самолеты каждого из партнеров будут и дальше летать под его прежним флагом) по совокупному доходу превзойдет все существующие авиакомпании мира. Кроме того, в результате этого слияния правительство Франции перестанет быть контролирующим акционером Air France.
План слияния двух крупных европейских компаний был впервые обнародован в сентябре прошлого года. В начале апреля этого года руководство Air France сделало акционерам KLM формальное предложение об обмене принадлежащих им ценных бумаг на единые акции объединенной фирмы. Менеджмент KLM рекомендовал своим акционерам принять это предложение. В намеченном союзе KLM как объективно более слабый партнер фактически будет поглощен французской авиакомпанией. Однако для тяжело переживающей мировой спад авиаперевозок голландской фирмы это все же наилучший выход. По расчетам, французско-голландский авиационный союз позволит его участникам экономить по 720 млн долл. в год.
4 мая Air France и KLM одновременно объявили, что акционеры KLM одобрили предложенную им сделку. О готовности обменять свои бумаги заявили владельцы 89,2% акций KLM. Главы Air France и KLM Жан-Сирил Спинетта и Лео ван Вийк поблагодарили акционеров за поддержку в деле создания ведущей авиакомпании Старого Света. Французский премьер-министр Жан-Пьер Раффарен приветствовал это событие, назвав его «очень важным шагом вперед в консолидации европейского транспорта». Он также выразил уверенность, что союз Air France--KLM отвечает интересам пассажиров.
Совокупный доход двух объединяющихся фирм в прошлом финансовом году составил 22,9 млрд долл. Это больше, чем у самых крупных из существующих сегодня авиакомпаний. AMR Corp. -- американский холдинг, управляющий компанией American Airlines, -- заработал за тот же период 17,44 млрд долл., а Japan Airlines System Corp. -- 17,38 млрд долл. Правда, по количеству перевезенных пассажиров American Airlines и после появления Air France--KLM останется абсолютным мировым чемпионом.
В соответствии с условиями сделки бывшие совладельцы KLM за каждые 10 акций этой фирмы получат по 11 акций объединенной компании (то есть фактически -- Air France с увеличенным акционерным капиталом), а также по 10 опционов на приобретение дополнительных акций Air France. Опционы могут быть реализованы через 18 месяцев. Каждые три опциона дают право на покупку двух акций Air France по фиксированной цене 20 евро за штуку. Акции KLM, обращавшиеся на фондовом рынке США, будут в той же пропорции обменены на американские депозитарные расписки и американские депозитарные опционы Air France. Вчера торговля акциями и опционами объединенной авиакомпании уже началась на основных фондовых биржах Европы. Одновременно руководство Air France обратилось к владельцам 10,8% акций KLM, еще не давшим согласие на обмен, с повторным предложением присоединиться к сделке.
Акционерный капитал Air France--KLM будет распределен следующим образом: 44,7% акций останется в руках французского правительства, 10,5% -- у персонала Air France, еще 44,8% -- у других собственников (в том числе 17,3% -- у бывших акционеров KLM). Это означает, что французское правительство, которое до сих пор владело 54% акций Air France, утрачивает абсолютный контроль над своей собственной национальной авиакомпанией.
Компания Air France была основана в 1933 году группой частных собственников. В 1945 году, когда в только что вышедшей из войны Франции были популярны идеи о государственном управлении ключевыми отраслями промышленности, Air France была национализирована. С тех пор для французов она стала одним из символов республики, почти наравне с трехцветным флагом и Эйфелевой башней. Впрочем, в 1990-е годы популярность приобрели иные экономические теории, и неоднократно выдвигались проекты приватизации авиакомпании. В минувшую среду Жан-Сирил Спинетта заявил, что доля французского государства в капитале компании может уменьшиться до 20%.
Михаил КУКУШКИН