Совет директоров Международного валютного фонда во вторник единодушно утвердил выдвинутого Евросоюзом испанца Родриго Рато директором-распорядителем МВФ на срок пять лет.
Как и предполагала газета «Время новостей», директора не стали тянуть с выборами нового главы фонда и назначили г-на Рато сразу же, как это позволила сделать процедура. Кстати, именно процедурные особенности и могли стать единственным препятствием на пути этого кандидата.
Как известно, по негласному, но строго соблюдавшемуся в течение десятилетий правилу пост главы МВФ должен занимать представитель Европы, а руководить Всемирным банком -- выдвиженец США. С течением времени и активным экономическим развитием других регионов (прежде всего, разумеется, Азии) появлялось все больше желающих поломать традицию. Четыре года назад Европа с трудом и со скандалами нашла кандидата, который удовлетворял бы остальных акционеров фонда. Именно тогда многие страны взяли на вооружение лозунг «Лучше качество, чем традиция». После отставки в 2000 году Мишеля Камдессю «качественным» кандидатом выглядел первый замдиректора фонда Стэнли Фишер. Но г-н Фишер со всеми его преимуществами и влиятельными сторонниками не смог противостоять напору Германии, желавшей во что бы то ни стало провести своего кандидата. Берлину не удалось сделать главой МВФ Кайо Кох-Везера, и ему подобрали дублера -- Хорста Келера. В результате он и был избран, но в этом факте было больше желания акционеров покончить со скандальным выборным процессом, чем удовлетворения от его персональных качеств.
На этот раз г-ну Рато тоже противостоял кандидат «от оппозиции»: американца египетского происхождения Мухаммеда Эль-Эриана, 15 лет проработавшего в МВФ и снискавшего репутацию великолепного специалиста по работе с долгами, выдвинул Египет и поддерживал ряд развивающихся стран. Однако было очевидно, что 45-летний г-н Эль-Эриан станет серьезным кандидатом разве что на следующих выборах главы фонда. Так что острой борьбы между сторонниками «традиции» и сторонниками «качества» не возникло. Отчасти потому, что основные акционеры МВФ довольно быстро договорились между собой. Отчасти потому, что, по многим оценкам, Родриго Рато действительно вполне достойный кандидат. Хотя стоит отметить, что за последние годы вместе с престижем самого фонда понизился и уровень требований к фигуре его руководителя. Тем не менее г-н Рато, встречаясь на прошлой неделе с членами совета директоров МВФ, произвел на них вполне благоприятное впечатление.
Родриго Рато с 1979 года был членом исполнительного комитета испанской Народной партии, разрабатывая ее экономические программы. В 1996--2000 годах он занимал пост министра экономики и финансов Испании, а в 2000--2004 годах -- пост министра экономики и вице-премьера по экономическим вопросам. Эти портфели он потерял совсем недавно, когда кабинет Хосе Мариа Аснара ушел в отставку в результате парламентских выборов. Новый глава МВФ получил юридическое образование в Мадридском университете и степень MBA в университете Беркли в Калифорнии.
Задача, которую предстоит решить г-ну Рато и которую так и не удалось решить его предшественнику, -- как выстроить работу международных финансовых институтов, чтобы эффективно предупреждать и реагировать на кризисные ситуации. В этой связи научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин заявил вчера Интерфаксу, что МВФ во главе с Родриго Рато должен разработать и создать новую архитектуру международных финансовых рынков, исключающую дестабилизацию национальных экономик из-за хаотичного движения капиталов. «По сравнению с этим все проблемы реструктуризации самого МВФ и то, как фонд будет проводить заимствования, имеют второстепенный характер», -- считает г-н Ясин. По его мнению, сейчас, когда скорость трансакций с капиталом существенно возросла, потоки капитала вышли из пределов национальных границ и национальные методы контроля над ним с помощью управления денежной массой или процентными ставками не срабатывают. «Азиатский кризис, на мой взгляд, был не столько результатом плохой политики национальных правительств, сколько следствием неупорядоченного движения капитала. Затем Россия, Бразилия, Аргентина и, наконец, в 2000 году США тоже в значительной степени пали жертвой этой неупорядоченности», -- подчеркнул Евгений Ясин.