|
|
N°77, 06 мая 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Все пути ведут в «Газпром»
Ruhrgas оценивает возможности развития бизнеса в России
Руководители крупнейшего немецкого энергетического концерна E.on из Дюссельдорфа и его газовой «дочки» Ruhrgas из Эссена за последнее время сделали несколько заявлений о поисках новых путей сотрудничества в России. В частности, ими высказывались предположения о возможности участия в проектах по добыче природного газа. На этой неделе авторитетная немецкая деловая газета Handelsblatt опубликовала большую статью, посвященную весьма злободневной теме: в каком направлении развиваться сотрудничеству E.on и Ruhrgas с российскими партнерами? Handelsblatt решила представить мнение на этот счет первого лица немецкого газового бизнеса -- председателя правления Ruhrgas и члена правления E.on Буркхарда Бергманна.
Что на самом деле стоит за интересом немецких энергетиков, например, к возможному участию их в разработке месторождений и добыче природного газа в России? По информации Handelsblatt, «одним из (российских. -- Ред.) производителей газа, попавших в сферу внимания E.on и Ruhrgas, является компания «Нортгаз». Из бесед с "заслуживающими доверия источниками" газете стало известно, что Ruhrgas якобы готовится принять участие в одном из проектов по добыче газа, разрабатываемом этим предприятием.
Впрочем, сам Буркхард Бергманн не назвал каких-либо новых деловых партнеров. Одновременно шеф Ruhrgas подчеркнул важность и незыблемость имеющихся приоритетов долгосрочной кооперации с российской газовой отраслью, сформировавшихся за три десятилетия поставок российского природного газа в Германию и другие страны Западной Европы. «Газпром» является нашим долгосрочным партнером, -- подчеркнул г-н Бергманн в беседе с Handelsblatt, -- и проекты с «Газпромом» представляют для нас первостепенное значение».
Тем не менее интерес, который могут вызывать у европейского энергогиганта E.on и его «дочки» Ruhrgas потенциальные новые партнеры в России, вполне объясним и понятен. Ведь в отсутствие реформ в российской газовой отрасли некоторые структурные преобразования в последние годы все же произошли, появился ряд независимых игроков. ООО «Нортгаз» разрабатывает Северо-Уренгойское месторождение. В прошлом году на нем было добыто свыше 4 млрд кубометров газа, которые был проданы на внутреннем рынке. Однако для дальнейшего наращивания добычи на восточном куполе месторождения компании требуются инвестиции в размере 300 млн долл. В то же время в течение уже двух лет «Газпром» пытается в судебном порядке вернуть контрольный пакет акций «Нортгаза», который был утерян монополистом несколько лет назад в результате допэмиссии акций предприятия. В связи с этим конфликтом «Нортгазу» было сложно привлекать заемные средства и партнеров.
В любом случае, отметил глава правления Ruhrgas, сложившиеся отношения его компании с «Газпромом» не пострадают: «У нас существуют доверительные отношения, и мы не предпримем ничего такого, что смогло бы отяготить эти отношения». На самом деле, убежден он, ни один газовый проект в России не обойдется без участия в нем «Газпрома» в той или иной форме. «Либо станешь с ним совместно участвовать в добыче, либо -- в торговле, либо -- в транспортировке газа, -- говорит г-н Бергманн. -- Всегда где-нибудь окажется имя «Газпрома».
Последнее замечание весьма уместно в свете претензий «Газпрома» на «Нортгаз». Даже если всерьез предположить, что Ruhrgas и начнет реализацию того или иного проекта совместно «Нортгазом», то рамки этой кооперации окажутся карликовыми по сравнению с теми объемами газа, которые являются предметом сотрудничества немецкой компании с «Газпромом». Поэтому и в Москве смотрят на «интерес» к «Нортгазу» со стороны Ruhrgas чуть ли не с безразличием. Источник в «Газпроме» сказал вчера газете «Время новостей», что возможные двусторонние отношения Ruhrgas с независимыми российскими газовыми компаниями являются «частным делом» Ruhrgas и этих компаний. Кроме того, с точки зрения «Газпрома», комментировать в данном случае пока нечего: ни о каких конкретных деловых отношениях Ruhrgas с новыми партнерами в России в «Газпроме» неизвестно.
То же самое находит подтверждение и в Эссене. После того как Ruhrgas принял участие в добыче природного газа в Норвегии и Великобритании, логичным был бы шаг в этом направлении и в России. Но Буркхард Бергманн говорит: «У нас существуют долгосрочные договоры на поставки газа с Россией, как ни у какого иного немецкого предприятия. Это дает нам чувство стабильности и спокойствия для серьезных решений». Глава Ruhrgas привел журналистам Handelsblatt немецкую поговорку «У нас тщательность важнее времени», русским эквивалентом которой является «Скоро хорошо не бывает». И добавил, что никакого давления времени в этом отношении немецкие газовики не испытывают. Если E.on и примет стратегическое решение по сотрудничеству с Россией, то в любом случае концерн не ограничится лишь одним проектом. Но это сотрудничество будет развиваться шаг за шагом и в течение достаточно длительного отрезка времени.
Юрий ШПАКОВ, Дюссельдорф--Берлин, Алексей ГРИВАЧ