|
|
N°77, 06 мая 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Вице-премьер "на комиссии"
Александр Жуков назначен главным контролером за расходами министерств и ведомств
Вчера премьер-министр Михаил Фрадков образовал правительственную комиссию по повышению результативности бюджетных расходов. Ее председателем назначен вице-премьер Александр Жуков. Отныне он будет следить за тем, чтобы бюджетные деньги тратились министерствами и ведомствами максимально эффективно.
Может показаться, что новая комиссия всего лишь продолжает дело комиссии по оптимизации бюджетных расходов, расформированной в числе нескольких десятков себе подобных в середине апреля. Однако это не совсем так. В Минфине корреспонденту газеты «Время новостей» напомнили, что у комиссии по оптимизации была по сути одна главная задача -- найти источники сокращения непроцентных расходов бюджета, чтобы можно было снижать налоги. Новая же комиссия, предложения по составу которой г-н Жуков должен представить через неделю, собирается добиться того, чтобы уже оптимизированные средства расходовались с максимальной результативностью. Поэтому она станет одновременно и контрольным, и консультативным органом.
Как считают аналитики, такой подход максимально соответствует провозглашенному президентом и правительством курсу переориентации бюджетного планирования на результат. «Вводится не только контроль за расходованием бюджетных средств, но и за эффективностью их использования», -- сказала газете «Время новостей» аналитик Экономической экспертной группы Александра Смирнова.
Для выполнения поставленных задач комиссия г-на Жукова будет располагать, как отметили в Минфине, «большими полномочиями». В частности, каждое министерство, федеральная служба и агентство (а их у нас сейчас ни много ни мало 75) должно предоставлять "комиссии Жукова" ежегодные доклады о результатах расходования бюджетных денег. По итогам рассмотрения докладов комиссия будет готовить свое заключение. В Минфине предполагают, что если расходы будут признаны неэффективными, то вряд ли г-н Жуков со товарищи вынесут «материальное наказание» тому или иному ведомству в виде, скажем, отъема части бюджетных средств. Скорее всего, проштрафившимся будет дано время исправиться.
Тем не менее в постановлении, подписанном Михаилом Фрадковым, особо подчеркивается, что решения комиссии «являются обязательными для всех федеральных органов исполнительной власти и иных получателей средств федерального бюджета».
При этом процедура контроля за бюджетами ведомств с точки зрения эффективности расходов с 2005 года должна упроститься. Для этого министерские финансовые обязательства будут разделены на две части -- бюджет действующих обязательств и бюджет принимаемых обязательств. Первая часть бюджета -- по сути, расходы на содержание ведомства, выполнение функций, установленных кабинетом министров. Вторая часть -- траты на реализацию новых проектов. Ее объем, как предполагают в Минфине, составит 10--20% от бюджета ведомства в целом. Как раз на вторую часть комиссия г-на Жукова обратит самое пристальное внимание. Впрочем, бюджет действующих обязательств также не уйдет из-под контроля вице-премьера.
Все это в сумме должно создать, как говорится в постановлении, «условия для повышения эффективности госрасходов за счет их ориентации на достижение общественно значимых измеримых результатов». Впрочем, отбор «измеримых результатов», на основе которых комиссия будет судить об эффективности расходования министерствами, службами и агентствами бюджетных денег, пока не произведен. Как полагает Александра Смирнова, это также прерогатива комиссии. Например, расходы Минздрава можно будет увязывать в том числе с тем, насколько в стране снизился уровень смертности, Минобразования -- с повышением уровня образования и т.д.
Впрочем, "комиссия Жукова" не ограничится исключительно отчетами министерств и ведомств. Начиная с 2006 года она будет координировать разработку правительственного доклада о целях и результатах бюджетной политики. Тут уже речь пойдет об эффективности расходования средств федерального бюджета в целом.
Михаил ВОРОБЬЕВ