Время новостей
     N°84, 17 мая 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  17.05.2001
Устав от Москвы
Особый статус столицы постепенно сходит на нет
Особый статус Москвы в Российской Федерации постепенно превращается в «преданье старины глубокой». Новый Устав столицы, принятый вчера в первом чтении депутатами Московской думы, серьезно изменит структуру управления городом и фактически начнет демонтаж «машины власти» Юрия Лужкова. Московский мэр может утешиться тем, что этот процесс займет достаточно большой срок.

Новая редакция Устава существенно меняет полномочия столичного градоначальника. По словам вице-премьера московского правительства Анатолия Петрова, представлявшего вниманию депутатов новую редакцию Устава, "на первое место выходят предусмотренные федеральным законодательством полномочия мэра представлять город внутри страны и за ее пределами, а также единолично формировать правительство». На самом деле, новый Устав предусматривает передачу части полномочий мэрии депутатам гордумы, префектам и местному самоуправлению, которого в Москве, по большому счету, и не было.

У городской думы появится право утверждать городские программы, а также возможность контролировать не только законодательство и исполнение бюджета, но и следить за соблюдением порядка распоряжения собственностью города. Депутаты также наделяются правом вносить законопроекты по налогообложению, что раньше было в компетенции мэра.

Из-под столичного градоначальника фактически вынимается вся вертикаль власти. В частности, он теряет возможность назначать префектов, которых будут избирать либо районные собрания, либо и вовсе население. Упраздняется двойной статус государственных и муниципальных органов власти столицы. Статус муниципальных образований будет предоставлен столичным районным управам. После принятия Устава в Москве появятся 125 самостоятельных образований, имеющих собственные уставы и финансовые ресурсы. Впрочем, по словам г-на Петрова, «объединение или преобразование внутригородских муниципальных образований, а также установление или изменение их территорий, будет осуществляться специальными городскими законами, объекты собственности, источники доходов также должны определяться отдельными московскими законами».

На самом деле, у Юрия Лужкова пока остается простор для маневра. Преобразование структуры власти будет происходить под руководством мэрии, люди в правительстве Москвы, которое вместо упраздняемой мэрии становится главным органом исполнительной власти, префектурах и районных управах, останутся те же, что и были. Поэтому вступление в действие нового Устава, принять который в целом планируется 15 июля, еще не будет означать "конца Лужкова".

Впрочем, приведение "городской Конституции" в соответствие с федеральным законодательством -- далеко не единственное неприятное для мэрии событие. Так, крайне нервную реакцию у московских чиновников вызывают планы МНС по переводу под федеральный контроль крупнейших налогоплательщиков, состоявших ранее на учете в московских инспекциях. «Хотелось бы, чтобы при решении этой, казалось бы, сугубо внутриведомственной проблемы интересы Москвы были более всесторонне учтены», -- заявил глава Управления МНС по Москве Валерий Горбунов, напомнив, что крупные налогоплательщики "стабильно обеспечивают порядка 50% налоговых доходов столицы».

Общая ситуация заставляет московских чиновников отказываться от прежних привычек. Так, на днях руководитель департамента финансов правительства Москвы Юрий Коростелев заявил, что правительство Москвы предлагает отменить льготы по налогам на прибыль в части, зачисляемой в городской бюджет. По его мнению, эти льготы, предоставляемые предприятиям и организациям для реализации приоритетных программ, следует заменить прямым бюджетным финансированием. Только в этом году городские власти предоставили льготы по налогу на прибыль в размере 10 млрд руб. Эти средства предполагается направить на реализации благотворительных и социальных программ.

Насколько "ослабеет" мэр, станет очевидно уже в декабре, на выборах в гордуму. Источники газеты "Время новостей" не исключают возможности формирования в ней по итогам выборов оппозиционного Юрию Лужкову большинства -- раньше этого и представить было нельзя. Возможно, чтобы предотвратить подобное развитие событий, Мосизбирком внес в гордуму новую нарезку избирательных округов, в корне отличающуюся от существующей. Нынешние депутаты, которым это невыгодно, намерены забраковать ее. Жесткая позиция гордумы в этом вопросе может стать еще одним доказательством серьезных перемен в лужковской Москве.

Мария НИКИФОРОВА, Светлана МИХАЙЛОВА, Глеб ЧЕРКАСОВ